on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > Cinema > Grin`ko Nick Grigory > Don Kikhot the soviet cinema


Дон Кихот советского кинематографа

До кино
Николай Гринько родился в Херсоне в актерской семье. Его родители играли в труппе Рабоче-крестьянского передвижного театра. Мальчик с детства знал, что он тоже обязательно станет актёром. Всё нарушила война. На фронте Николай служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка. По окончании войны Николай Гринько осуществил свою мечту. Начиная с 1946 года, он работал сначала помощником режиссёра, а затем - актёром в драматических театрах Запорожья и Ужгорода, постепенно выдвинувшись на ведущие роли. С 1955 года Николай Гринько - актёр и художественный руководитель Киевского эстрадного оркестра «Дніпро».

Первые роли в кино
В кино Николай Гринько дебютировал в 1951 году в небольшой роли Бунтаря в историко-биографическом, фильме Игоря Савченко «Тарас Шевченко». Однако в последующие десять лет он практически не снимался. Первой по-настоящему серьезной работой актера стала роль солдата-союзника в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» (1961). Когда на международном кинофестивале в Венеции картина получила «Золотого льва», американские критики пребывали в недоумении: откуда у русских такой блистательный эксцентричный американец в фильме? Американцем был Николай Гринько, чья роль стала украшением картины. Кстати, американцы считали украинского артиста чистокровным янки.

В фильме своих «крестных отцов» (тех самых ассистентов, увидевших его на киевской киностудии и впоследствии ставших известными режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым) «Мир входящему» Гринько сыграл роль американского шофера, который на «Студебекере» возил по дорогам войны и американцев, и русских. В СССР эту картину сначала резали и сокращали, даже хотели задвинуть на полку. Но усилиями Сергея Герасимова фильм прорвался на фестиваль в Венеции. Американцы проспорили ящик коньяка, утверждая, что шофера играет настоящий американец. Картина получила, кроме «Золотого льва», и еще один приз. Неожиданный. Американская автофирма решила: за рекламу автомобиля «Студебекер» актеру, проведшему ее по дорогам войны в киноленте, вручить автомобиль»! Но машину получил кто-то другой. До Гринько она не доехала.

6О-е годы
С1963 года Николай Гринько становится актёром киностудии им. А. Довженко и, начиная со следующего года, полностью переключается на кино. Однако на родной студии имени Довженко и, начиная со следующего года, полностью переключается на кино. Однако на родной студии имени Довженко его снимали очень мало (кинопоэма «Тени забытых предков», героическая драма «Гибель эскадры», комедия «Стежки-дорожки» и некоторые другие). Да и в этих фильмах ему не предложили ни одной главной роли. Написанный им сценарий по «Украденному счастью» Ивана Франко шесть лет провалялся в студийных кабинетах и был положен «на полку». Ему так и не удалось сыграть Дон Кихота.

Основные работы актера были сыграны на «Мосфильме». Его герои - партизаны и крестьяне, начальники и подчинённые, русские и иностранцы, ученые, монахи, учителя, отцы и деды. «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актёр мгновенно преображается», - говорил о нём режиссёр Геннадий Полока. Его стали приглашать сниматься в Болгарию, Чехословакию, Германию, Норвегию. Случалось, он за сутки успевал отсняться в трех-четырех картинах.

Самой неожиданной работой Николая Гринько стала роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». В основе фильма - история создания пьесы «Чайка» и ее трагического провала на сцене Александрийского театра.

60-70-е годы стали временем творческого расцвета Николая Гринько. Сама атмосфера в кинематографе способствовала этому. Позже начался «застой», и остались редкие, но значительные роли у мастеров и множество эпизодических ролей в малоизвестных картинах. На помощь пришла еще одна грань актерского дарования Гринько:огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика. Все это как нельзя более подходило к ролям в детском кино.

Старый знакомый Р.Быков, с которым Гринько играл еще в «Андрее Рублеве», пригласил друга на постановку «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975-й) и потом: «Работать и играть с ним - огромная радость». То же самое мог сказать и режиссер Л.Нечаев, который в том же 75-м году выпустил знаменитые «Приключения Буратино». Гринько превосходно умел перевоплощаться в ребенка, оставаясь при этом «большим». Гринько сыграл профессора Громова в «Приключениях Электроника» (1979) - фильме, который очень любят и сегодня. Его герои - мудрые, добрые, строгие и умеющие рассмешить - приходят к нам с детства и воспитывают нас примером терпения, всепонимания и справедливости. Это самое важное и самое трогательное в творчестве чудесного актера Николая Гринько - лучшего папы Карло. Особняком в творчестве Николая Гринько стоят роли, сыгранные им в фильмах режиссера Андрея Тарковского.

С Андреем Тарковским
У знаменитого режиссера Гринько сыграл во всех «русских» фильмах. Впервые Николай Гринько снялся у Тарковского еще в 1962 году - в картине «Иваново детство» в роли Грязнова. Следующей работой стал легендарный «Андрей Рублев» (1966), собравший большое число призов на различных международных фестивалях и включенный в список 100 лучших фильмов в истории кино. В этой картине Гринько исполнил одну из главных ролей - Даниила Черного. Затем были: фантастический фильм по одноименному роману Станислава Лемма «Солярис» (отец Криса) и автобиографическая картина «Зеркало».

Все герои Гринько - люди бесконечно добрые и мягкие, они потрясают глубиной и достоверностью, являют собой олицетворение терпеливого и благородного отцовства. И вполне логично, что такого человека пригласил Андрей Тарковский, у которого Гринько сыграл во всех «русских» фильмах свои самые лучшие роли. Особое место среди них занимает работа в фильме «Андрей Рублев» (1965-1971) - роль Даниила Черного, монаха-иконописца, сподвижника Андрея Рублева. Актер довольно быстро привык к требовательности и необычным методам работы Тарковского, отзываясь о них с уважением: «Ничего лишнего, мешающего, не работающего на общую задачу».

Герои Тарковского - одинокие художники, страдающие от несовершенства мира и находящие опору в воспоминаниях о детстве, в мечтах о Доме, которые у режиссера приобретает смысл мироздания в миниатюре. И вот здесь появляется образ отца - буквального, приемного, духовного - в исполнении Николая Гринько. Полковник в «Ивановом детстве», отец Криса Кельвина в «Солярисе», добрый начальник в «Зеркале», духовный наставник Рублева Даниил Черный - все его герои являют собой олицетворение терпепивого и благородного отцовства. Не случайно актер А.Солоницын, игравший Рублева, в шутку прозвал старшего коллегу «батько Гринько».

Одной из самых сильных работ Николая Гринько у Андрея Тарковского стала роль Профессора в фантастической притче «Сталкер». Его герой, олицетворяющий в фильме науку, и Писатель {Анатолий Солоницын), олицетворяющий культуру, бегут из дичающего мира. Писатель - от опустошенности, творческого бессилия, бессмысленности существования, Профессор - в незнакомое пространство, таящее для него научный интерес. В зоне начинается долгий диалог, проясняющий причины безверия, истоки процесса, приведшего к концу света.

70-е - 80-е годы
В 70-е годы открылась еще одна грань дарования актера - огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика. Особенно это проявилось в детских картинах, где он превосходно двигался и пел. Несколько поколений детей знает и любит его как папу Карло из сказки «Приключения Буратино». В веселой, озорной музыкальной комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» Гринько сыграл сразу две роли: музыканта с контрабасом и Починкина. А в фантастическом фильме «Приключения Электроника» он предстает в виде доброго, мудрого профессора Громова. Среди других фильмов тех лет: комедия «Афоня» (Егор Лещёв), приключенческий фильм «Пропавшая экспедиция » (Смелков), военная драма «Двадцать дней без войны» (Вячеслав), новелла «Сто грамм» для храбрости» (Никитин).

За почти сорок лет в кино выдающийся актер снялся более чем в ста фильмах, играя в разноплановых ролях в картинах различных жанров: в детских и комедийных лентах, в историко-костюмных и психологических драмах, в детективах и фантастических картинах. Ему довелось работать поистине у великих режиссеров: Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Александра Алова и Владимира Наумова, Сергея Бондарчука, Александра Зархи, Ролана Быкова, Владимира Бортко, Алексея Германа, Динары Асановой... Роли, сыгранные им в этих картинах, вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино.

Двухметровая лебедь покорила
После войны Николай Гринько работал на эстраде. Был конферансье, пел куплеты, развлекал публику эксцентричными номерами. Его рост (без малого 2 метра) во многом определял и характер эстрадных номеров. Как-то он вышел на сцену в образе «белой лебеди» из «Лебединого озера». И когда, встав на пуанты, стыдливо одернул пачку и начал танцевать, публика просто легла от хохота. Но была в зале одна зрительница, которая не смеялась. Миниатюрная красивая турчанка, скрипачка из оркестра «Дніпро» Айше Чулак-Оглы смотрела на «двухметровую лебедь» и не могла сдержать слез. Она поняла: это сама судьба явилась ей в образе гигантской птицы. Она влюбилась. С первого взгляда и на всю жизнь. Кстати, рост у Айше был всего 155 см. Но разница в росте им не мешала, о ней они просто никогда не вспоминали. Счастье их длилось 30 лет. И когда однажды они «померялись», то оказалось: у нее вместо 155 -158, а у него вместо 198 -195.

В своем отечестве пророка нет
Несмотря на мировое признание, на родной киностудии ему не дали сыграть ни одной (!) главной роли. Сыграв в 180 фильмах, будучи востребованным в Росси и Европе, актер страдал оттого, что с ростом популярности в мире его просто перестали замечать в своем отечестве. Тогда он решил, что дома может что-то получиться, если делать фильмы самому. Начал писать сценарий к «Украденному счастью» по Ивану Франко. Мечтал о роли Миколи Задорожного, писал ее «на себя». С ним хитрили и студия, и Госкино УССР, тянули резину, не говорили ни «да» ни «нет». Он ждал. Но когда прошло шесть лет ожидания, Гринько сказал: «Все. Поезд ушел. Микола тоже остается во мне. Жаль. Я бы хорошо это сделал». Его попытались утешить: мол, на данном этапе Украине нужна комедия. Гринько написал еще один сценарий - «Сеньор Марио пишет комедию» по пьесе Альдо Николаи. Итальянский драматург дал согласие, в Госкино Гринько поздравили и разрешили набирать актерский ансамбль. Но вдруг Госкино УССР решает: национальной студии нужна и комедия на национальной основе. Больше в украинское кино Николай Гринько не пытался пробиться. На студии его любили, поэтому, в обход начальства, некоторые режиссеры утверждали на небольшие, эпизодические роли, которые их фильмы только украшали...

Слишком хорош для Дон Кихота...
Когда студия «Грузия-фильм» пригласила его пройти пробы на роль Дон Кихота, он обрадовался, как ребенок. Казалось, давнишняя мечта сыграть Рыцаря Печального Образа вот-вот станет явью. Павильон на «Грузия-фильме» напоминал зрительный зал. Собравшиеся стояли, сидели друг у друга на головах, ждали «того, самого знаменитого»... Неделю шли пробы, и неделю зал был полон. Когда Гринько выходил из гримуборной, люди встречали его в длинном коридоре, и он шел сквозь восторженный шепот и аплодисменты. Радовался: «По-моему, получилось!» Ему сказали: ждать решения. Ждал. Упрямо и с надеждой. Но вестей из Грузии не было. Актер все понял. Тогда он попросил отдать ему снятую пробу. Просто на память. Не отдали. И даже не ответили, почему. Николай Григорьевич слег. Это была настоящая драма для него, пережить которую он так и не смог. Фильм в Грузии сняли с другим Дон Кихотом. Но он провалился. Первый среди украинских киноактеров удостоен звания народного артиста УССР. Ушел из жизни 10 апреля 1989 года.

Олег Вергелис, «Киевские ведомости» 12.06.2004
«Херсонский вестник».- №19 (1023).- 13.05.2010.- стр.12

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page