on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Khmel` Victor Adol`fovich > Реквием по Дому культуры

 

Реквием по Дому культуры

Всезнающий и вездесущий Интернет принес на этой неделе очередное печальное известие: здание херсонского Дома культуры нефтяников продали компании из Луцка…

По свидетельствам знакомых мне старожилов, херсонские нефтепереработчики, эвакуированные вместе с оборудованием завода в самом начале войны в поволжский город Сызрань, где с 1939 года велись работы по строительству нового нефтеперерабатывающего завода, уже в конце августа 1941 года включились в работу. К декабрю того же года привезенное херсонцами оборудование заняло своё место в сложной системе первой построенной на заводе крекинг-установки для переработки нефти. К концу 1941 года там был получен первый бензин из местного сырья, а в начале 1942 года установка уже работала в полную силу, снабжая фронт стратегическим топливом.

Параллельно с переработкой нефти на сызранском заводе велось строительство последующих очередей нефтеперерабатывающей базы, главным образом из эвакуированного из других районов европейской части СССР оборудования. Не стану описывать проблемы и тяжкие условия жизни и труда, выпавшие на долю херсонских нефтяников и их семей, отмечу лишь, что к окончанию войны сызранский завод был уже достаточно серьёзным предприятием нефтеперерабатывающей отрасли.

Как известно, гитлеровцы были изгнаны из Херсона 13 марта 1944 года. И хотя по некоторым часто цитируемым источникам ко времени освобождения в Херсоне оставалось не более двухсот его жителей, буквально с первых же дней началось восстановление города и его предприятий. В освобождённый Херсон возвращалась жизнь. К Первомаю в городе уже были открыты 10 парикмахерских и 8 мастерских по ремонту обуви.

На маршруте меж Херсоном и Цюрупинском начал курсировать восстановленный паровой катер «Желябов».

Артель «Красный инвалид» наладила выпуск ситро в количестве 1000 литров напитка за смену, а артель «Металлист» - производство гвоздей и алюминиевых ложек.

К Первомаю Херсонский государственный зелёный питомник открыл на улице Суворова первый после освобождения города цветочный магазин.

Начал действовать кирпичный завод имени Т. Г. Шевченко, ежедневно почти вдвое перевыполнявший нормы производства кирпича.

10 мая в Херсон пришёл первый поезд. И в тот же день Херсонский государственный педагогический институт имени Н. К. Крупской начал работу по подготовке учителей 5-7 классов, приняв на обучение более 350 студентов.

В мае была восстановлена работа кинотеатра имени Коминтерна. Первый показ фильма «Радуга» по одноименной повести Ванды Василевской состоялся 27 мая.

Открылась библиотека имени Горького, для которой всего лишь за два месяца собрали более пяти тысяч экземпляров книг.

Удивительно, но за столь короткое время, прошедшее со дня освобождения, уже к концу мая в городе работали две больницы на 350 коек, 3 поликлиники, 11 медпунктов на предприятиях, 6 детских яслей, детская консультация, молочная кухня, Дом ребёнка, тубдиспансер, вендиспансер, пять аптек.

К началу лета к приёму детей в районах области подготовили около 10 стационарных пионерских лагерей, рассчитанных на отдых более двух тысяч школьников... И это далеко не полный список того, что сумели восстановить и наладить херсонцы в течение всего лишь неполных 80 дней после освобождения города от врага!

Не забывали в тот сложный для страны период и о досуге, о художественной самодеятельности. Только в колхозах Скадовского района к осени 1944 года работали уже 25 драматических, 11 хоровых и 10 музыкальных кружков. К сожалению, точных данных о коллективах художественной самодеятельности в Херсоне в 1944 году отыскать не удалось, но то, что их было немало, гораздо больше, чем в наше «мирное» время, можно сказать со стопроцентной уверенностью.

В течение последующих двух лет херсонские нефтепереработчики, передавшие трудовую вахту своим сменщикам в Сызрани, также возвратились в Херсон, где занялись восстановлением разрушенного войной, гитлеровской оккупацией завода.

Удивительно, однако за повседневным, далеко не лёгким физическим трудом нашлось место и занятиям для души - при поддержке парткома и завкома профсоюза была создана заводская художественная самодеятельность. Поначалу она была представлена хоровым и мелодекламаторским коллективами, к которым вскоре присоединился драматический кружок, а чуть позднее - танцевальный.

Подходящих отдельных помещений для работы самодеятельных коллективов не было, поэтому приходилось репетировать в любом свободном помещении, чаще в заводском «красном уголке» - небольшом зале, предназначенном для проведения собраний. Иногда собирались у кого-то из участников в тесной квартирке и даже «на природе». Несмотря на эти трудности, самодеятельные коллективы росли, развивались и были весьма востребованы на всех праздничных мероприятиях проводимых на восстанавливаемом заводе, а неискушенные высоким искусством зрители, тепло и радостно встречали своих сослуживцев бурными аплодисментами.

В 1951 году, в жизни херсонских нефтепереработчиков произошли весьма неординарные события, повлиявшие на дальнейшую заводскую жизнь. Это пуск нефтеперерабатывающей крекинг-установки и получение первой послевоенной продукции - херсонского бензина, а также участие заводских творческих коллективов во Всесоюзном смотре художественной самодеятельности рабочих и служащих. Участники смотра, показавшие свои таланты и профессиональную подготовку, были отмечены почётными грамотами и, как тогда говорили, «ценными подарками».

Всё же, похоже, именно 1951 год можно назвать годом рождения заводской самодеятельности. Участие во Всесоюзном смотре подняло творчество заводских артистов на более высокий уровень мастерства, а от желающих участвовать в культурной жизни завода просто не стало отбоя - почти каждый хотел попробовать свои силы. Однако проблемы, связанные с отсутствием помещений для занятий, продолжали существовать. Увеличивавшиеся объёмы переработки нефти и вследствие этого улучшение социальной сферы жизни рабочих и служащих позволили завкому профсоюза в 1952-53 годы оказать реальную поддержку своему самодеятельному детищу.

В первую очередь, под заводской клуб выделили несколько комнат в жилой заводской двухэтажке на улице Нефтяников. Теперь самодеятельным кружкам уже не нужно было разыскивать для занятий свободное помещение, хотя всё же из-за тесноты занимались в клубных комнатах по заранее составленному графику.

Стоит отметить, что все занятия в кружках самодеятельности были совершенно бесплатными, мало того, впоследствии заводской комитет профсоюза находил возможность выделять средства для пошива сценических костюмов, материалы для создания театральных декораций и даже на премии для отличившихся участников самодеятельности.

К середине 1950-х нефтеперерабатывающий завод был уже одним из серьёзных местных предприятий, интенсивно развивавший свои производственную и социальную базы. На фоне заводских успехов профсоюзный комитет рассмотрел вопрос о постройке нового отраслевого Дома культуры, к строительству которого без проволочек приступили в конце 1950-х. Причём посильный вклад в строительство внесли не только участники самодеятельности и заводчане, но и жители ближайших домов, безвозмездно помогавшие строителям в своё свободное время.

В 1959 году новый Дом культуры нефтяников, построенный по общему типовому проекту, был торжественно открыт (на фото из Интернета - современный вид здания). Коллективы заводской художественной самодеятельности получили в своё пользование большой зрительный зал и множество помещений для кружковой работы. Дом стал настоящим культурным центром, куда можно было прийти посмотреть фильм или потанцевать на «воскресных танцульках». Уже через несколько лет количество действоавших в ДК творческих коллективов перевалило за десяток: два хора, женский и мужской вокальные ансамбли, два танцевальных, духовой, театральнодраматический, множество детских кружков, в том числе и технического творчества.

В 1970-е годы, на которые пришёлся пик расцвета народного творчества в СССР, к коллективам ДКН добавилась заводская киностудия «Октан», которой более двадцати лет на общественных началах руководил работник заводоуправления Владимир Владимиров, отец которого, Николай Никифорович, в течение ряда лет был бессменным руководителем заводского драмкружка. Затем - фотостудия под руководством Алексея Пелипенко, диксиленд (Роберт Карапетян), кукольный театр (Владимир Мордовии), ВИА (Владимир Андреев), Театр эстрадных миниатюр (Константин Карасёв).

К сожалению, сейчас уже не найти официальные статистические данные о количественном составе заводской самодеятельности конца 1970-х. Однако только в киностудии, в которой я некогда занимался, а в начале первого десятилетия XXI века был последним её руководителем, постоянных членов было не менее 30-35 человек, плюс более тридцати человек кружковцев подшефной школы № 8 и Технического училища № 2.

По статистике 1976 года, в несуществующей ныне стране в коллективах художественной самодеятельности занимались более 14 миллионов взрослых и 10 миллионов школьников! С ними работали 150 тысяч штатных и свыше 500 тысяч общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания «народный», то есть по уровню своему являющихся высокохудожественными коллективами профессионального уровня, составляло свыше 4500 единиц. Если не ошибаюсь, к 1980-м годам только в херсонском Доме культуры нефтяников звание «народный» носили 5 коллективов из 17 действовавших!

К сожалению, несмотря на все чаяния и надежды, новый XXI век начался со всеобщего обнищания и предсмертной агонии некогда серьёзных предприятий. На фоне смертельной болезни всем стало не до социально-культурной сферы. За короткий период прекратили своё существование большинство кружков и студий, закрылись клубы, изменили свой профиль Дома и Дворцы культуры. Достойной замены художественной самодеятельности не нашлось. Бездушной альтернативой одностороннего общения масс стал телевизор с его пропагандой гламура и насилия, а остатки былой культуры теперь «идут с молотка»...

Виктор Хмель

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №29 (1026).- 22.07.2021.- стр.5

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page