on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Khmel` Victor Adol`fovich > Херсон - город хлебный?

 

Херсон - город хлебный?

Спустя лишь несколько десятилетий от начала основания и строительства Херсона численность малонаселённого прежде Херсонского уезда, равного по площади половине Швейцарии, заметно увеличилась

Это произошло в первую очередь благодаря политике прежнего, Екатерининского правительства, направленной на освоение новых, присоединённых после победы над турками, земель. В отчёте о полувековой работе херсонского земства, изданном в 1913 году, говорится: «Уезд стал заселяться привлекаемыми обилием земли и льготами в податях казёнными крестьянами и казаками из Малороссии, а также беглыми от помещиков крестьянами из других губерний, которые образовали вместе с остатками прежних запорожцев, разряды государственных крестьян и военных поселян...».

Кроме того, императрица щедро наделяла государственных военно-начальников и вельмож обширными землями Северного Причерноморья, на которые те переселяли принадлежавших им крепостных крестьян из далёких своих имений. Не обделяла землёй и иностранцев, соблазнившихся дарованными льготами.

По отчётам земства, согласно проведённой переписи, только за 50-летний период, после отмены крепостного права в 1861-м, народонаселение уезда утроилось и составило к 1913 году «605976 душ в уезде и 21 1954 в трех городах» (Херсон, Николаев и заштатный город Берислав). Основным родом деятельности населения уезда было выращивание зерновых и скотоводство, главным образом овцеводство, которое, по мере распахивания целинных земель, всё больше приходило в упадок, а к 1913 году сократилось уже более чем в четыре раза по сравнению со срединой XIX века. Что не преминуло сказаться на работе херсонских шерстомоек и экспорте шерсти местных овец за границу.

Впрочем, и земледелие в наших краях было сопряжено с определённым риском, так как, по свидетельствам того же периода, засухи здесь случались с периодичностью раз в четыре года. Но к началу XX века было распахано уже не менее 75% земель уезда, не исключая плавней и неудобных земель - всё это главным образом под посевы пшеницы, ячменя, ржи. Причём большую часть посевов местные крестьяне, обладатели мелких земляных наделов, производили на чужих, арендуемых на сезон-два землях, рассчитываясь частью своего урожая.

Но не только засуха создавала проблемы, обрекая крестьянские семьи на голод. В 1903 году в апреле и начале мая стояла неимоверная жара, без единого дождика, зато со средины мая зарядили ежедневные проливные дожди, не прекращавшиеся больше двух месяцев. Избыток влаги стал причиной грядущего голода: «Хлеб вырос, как камыш, и во многих местах ветром его положило. Недостаток солнечных лучей и избыток влаги препятствуют наливке зерна и его созреванию. Едва вспыхнувшие надежды на блестящий урожай начинают сменяться отчаяньем сельских хозяев, с ужасом взирающих на свои роскошные пажити, гибнущие от переизбытка дождей» - сетовала на природное бедствие местная газета «Югъ».

Случавшиеся бесснежные, но морозные зимы вымораживали озимые посевы. Сюда же, к убыткам, стоит отнести и сельскохозяйственных вредителей: клопа-черепашку, саранчу, мышей, сусликов и других, которых в отсутствии химических препаратов борьбы с ними было слишком уж много. Газеты того времени сообщали о разных, невероятных на наш взгляд, событиях, как например: «В Константинградском, Кобылякском, Полтавском и Хорольском уездах гусеница лугового мотылька опустошает поля и огороды. Поезд между Полтавой и Констанинградом был остановлен гусеницей». Мигрировавшая в поисках пищи гусеница блокировала железнодорожное полотно и скользившие по «каше» из тысячи гусениц колёса поезда не могли преодолеть даже небольшой подъём. То же происходило в период миграции саранчи. А вот сообщения уже из Херсонского уезда: «В Херсонском уезде, Антоновской волости очень много хлебного жука. За пять дней при сборе его руками было уничтожено свыше 170 пудов (около трех тонн! - А. З.)

Время от времени местные газеты сообщали о том, что малоимущие крестьяне по окончании страды занимались раскопками нор полевых мышей, добывая таким образом, до пуда-полутора пшеницы в день.

Так что для получения урожая, достаточного для прокорма семьи в межсезонье, подготовки запаса для домашних животных, птицы и будущей весенней посевной, крестьянину приходилось выкладываться изо всех сил. К тому же частью урожая доводилось жертвовать, чтобы иметь средства на покупку необходимых товаров, той же соли, спичек, одежды и уплату податей. Так что хочешь не хочешь, а зерно приходилось везти «за тридевять земель» в волостной центр, коих в уезде насчитывалось аж 37, или в город, где имелись хлебные магазины-склады, ведь только там можно было получить за него настоящую цену. На месте же корчмари, кулаки и перекупщики скупали хлеб по самой низкой стоимости.

Отправлялись крестьяне в дальнюю дорогу к местам скупки пшеницы обычно группами - вместе веселее, да и в случае чего всегда можно дать отпор, ведь на пустынных степных дорогах и в начале XX века «пошаливали» лихие люди. Не было покоя от любителей наживы и на речных просторах.

Нередко в местных газетах появлялись сообщения о нападении «пиратов» на гружёные пшеницей барки-«берлины». Подбиравшиеся под покровом ночи к заночевавшим в пути перевозчикам, бандиты вязали им руки и надевали на головы мешки, затем преспокойно перегружали мешки с зерном в свои лодки и растворялись в темноте. Похоже, речные пираты всегда действовали весьма успешно, ибо, кроме констатации фактов ограблений, никакие дополнительные сведения об их поимке обычно не сообщалось.

Без сомнения, даже в конце XIX века Херсон, несмотря на высокий статус губернского города, по многим статьям уступал своему извечному конкуренту, соседнему Николаеву. Речные наносы и кочующие мели в устье Днепра, несмотря на огромные ежегодные средства, затрачиваемые на углубление русла, долгое время не позволяли крупным грузовым судам осуществлять сколь-нибудь серьёзные перевозки, в том числе хлеба и сплавляемого в Херсон с верховьев Днепра леса. В этом случае николаевский коммерческий порт, основанный ещё в 1861 году, был гораздо перспективнее для внешней торговли. А проложенная и открытая в 1873 году железнодорожная линия Знаменка - Николаев связала его ещё и со всеми губерниями и городами империи, да и не только империи.

Порт и железная дорога позволили Николаеву за короткий срок стать крупным промышленным городом. К концу века он уже занимал третье место в стране по объёму торговли с иностранными государствами в Черноморском регионе, успешно конкурируя с Ростовом-на-Дону и морской Одессой. По экспорту же зерна в империи ему не было равных. Причём объёмы зерноперевозок с каждым годом только увеличивались.

Наконец, пришло время для строительства в районе николаевского порта элеватора с обширными зернохранилищами, способными удовлетворить возрастающий спрос экспортного хлеба. Ровно 130 лет назад, в феврале 1891 года, был заложен первый камень в основание будущего элеватора, а в ноябре 1892-го был построен первый из двух корпусов зернохранилища. Спустя несколько лет комплекс зернохранилищ уже успешно действовал, вмещая в себя до 1 млн 760 тысяч пудов хлеба.

Общие объёмы пшеницы, ожидавшие погрузки на суда, в Херсоне были значительно скромнее, и если погрузка зерна из николаевского элеватора на грузовые суда осуществлялась благодаря внедрённому в действие конвейеру, говоря современным языком, в полуавтоматическом режиме, то в Херсоне суда грузили по старинке, перенося мешки с повозок на «горбах» грузчиков. Причём херсонскими грузчиками не всегда были мужчины. Как сообщали местные газеты, «грузовые агенты предпочитают нанимать на погрузку женщин, значительно экономя на оплате труда».

Некоторые положительные изменения в экспортных операциях с зерном произошли только в июле 1901 года, когда благодаря неимоверным усилиям и вложениям был очищен судоходный канал, позволявший крупным судам посещать Херсонский порт.

Испытывая новый водный путь, 14 июля 1901 года около 10 часов утра в Херсон прибыла Черноморская эскадра в составе минного транспорта «Дунай», морской канонерской лодки «Донец», минного крейсера «Капитан Сакен» и шести миноносцев. Несмотря на то, что это была суббота, самый обыкновенный рабочий день, необычное зрелище собрало на городской набережной небывалое количество народа. Открытие херсонского морского порта прошло в торжественной обстановке, с пламенными речами и праздничным банкетом в честь военных моряков, посетивших губернский Херсон, отныне ставший «морским» городом.

Первым океанским пароходом, пришедшим в Херсон за ящичным лесом для Персии, стал «Корнилов», ошвартовавшийся у лесопильного завода Рабиновича. Кстати, «Корнилов» оказался первым торговым судном империи, посетившим порт в персидской Басре, до этого времени там безраздельно властвовали англичане.

Вслед за «Корниловым» в Херсон потянулись иностранные суда, но только спустя долгих семь лет, в 1908 году, губернский город вошёл в число лидеров хлебного экспорта, а ещё через два года прочно занял четвёртое место.

Как бы там ни было, а хранение и загрузка судов экспортной пшеницей в Херсоне ещё долго оставляла желать лучшего. Пшеницу хранили в многочисленных складах-магазинах здесь же на берегу, а грузили всё так же используя плечи грузчиков. Только в начале 1930-х годов, уже при совершенно ином политическом строе в стране, экспорт пшеницы был поднят на иной уровень, а в Херсоне началось строительство элеватора.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна-СВ».- №7 (1004).- 18.02.2021.- стр. 5

Публікація першоджерела мовою оригіналу

 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page