on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > History of culture and the regional study > Гибель линкора «Императрица Мария»: херсонский след

Гибель линкора «Императрица Мария»: херсонский след

В октябре 1916 года в Севастополе произошло страшное событие: взорвался и вскоре затонул линкор «Императрица Мария». Исторические факты не исключают вероятности, что линкор был уничтожен не без «помощи» херсонца Виктора Вермана...
Ранним утром 7 октября 1916 года севастопольцы проснулись от грохота взрыва, произошедшего в Северной бухте, неподалеку от посёлка Голландия. Взрыв был настолько мощным, что в десятках домов вылетели стекла, а черный столб дыма взметнулся на такую высоту, что был виден со всех концов города. Вслед за первым с короткими интервалами почти в течение часа прозвучали еще 25 взрывов!

Палуба линкора «Императрица Мария», где происходили эти события, напоминала сущий ад. Один за другим гремели взрывы ужасающей силы, всё горело, плавились стальные переборки, по отсекам метались обезумевшие матросы. Их истошные крики «Братцы, помогите!» долетали даже до берега, который находился на расстоянии полутора километров от пылавшего корабля. В начале восьмого утра он медленно перевернулся через правый борт и затонул на глубине 18 метров вместе с мертвыми и еще живыми матросами, принявшими мученическую смерть в Северной бухте. Менее чем за час на «Императрице Марии» погибли 216 человек, а 232 были ранены и обожжены до такой степени, что половина из них скончалась в течение трех недель в страшных муках.

Потеря одного из лучших кораблей Черноморского флота потрясла тогда всю Российскую империю. Как личную трагедию воспринял эту катастрофу адмирал Колчак: «Мое личное горе по поводу лучшего корабля Черноморского флота так велико, - писал он морскому министру Григоровичу, - что временами я сомневался в возможности с ним справиться. Я всегда думал о возможности потери корабля в военное время в море! И готов к этому, но обстановка гибели корабля на рейде и в такой окончательной форме действительно ужасна. Самое тяжелое, что теперь осталось - и, вероятно, надолго, если не навсегда,- это то, что действительно причин гибели корабля никто не знает и всё сводится к одним предположениям».

И военных, и гражданских в то время одинаково мучил один и тот же вопрос: кто взорвал «Императрицу Марию»? Следственная комиссия во главе с адмиралом Яковлевым представила тогда как минимум три версии гибели линкора: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем или порохом и, наконец, злой умысел. Тем не менее окончательные выводы так и не были сделаны. Сошлись на мнении: «...прийти к точному и доказательному обоснованию не представляется возможным; приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выявленные при следствии обстоятельства».

За 95 лет, прошедших с того часа, сотни исследователей пытались найти разгадку гибели линкора. В последнее время открылся ряд документов, указывающих на диверсию. Сотрудники Центрального архива ФСБ России разыскали часть следственных материалов по делу группы некоего Вермана. Опубликовав их, они документально подтвердили версию со взрывом: действительно, в 1933 году в Николаеве, Херсоне и Одессе была разоблачена глубоко законспирированная с предвоенных времен (до Первой мировой войны) сеть разведчиков, работавших на Германию и ориентированных на местные судостроительные заводы и порты. Правда, прямых доказательств ее участия в подрыве «Императрицы Марии» исследователи пока не нашли. Нам остается опираться только на наиболее распространенные и правдоподобные версии.

В 1984 году в николаевской газете «Южная правда» была напечатана серия статей с сенсационным заголовком «Тайна "Императрицы Марии" раскрыта». Оказывается, в начале века неким николаевским яхт-клубовским активистом был Виктор Эдуардович Верман, уроженец Херсона, германский подданный, но проживающий в Николаеве. Он к тому же был большим любителем яхтенного спорта. В 1932 году «органам» стало известно об утечке секретной информации с николаевских судостроительных заводов. При расследовании в городском архиве был обнаружен документ от 20 июля 1926 года, адресованный из германского посольства в Москве жителю Николаева В. Верману: «Германское посольство имеет честь пригласить Вас посетить посольство для вручения Вам Ордена Железного Креста Первой степени, которым Вы награждаетесь за заслуги, оказанные Отечеству во время войны 1914-1918 гг.»

Во время оккупации немцами Николаева в 1918 году Верман работал помощником портового коменданта капитана Латке. Основная его деятельность заключалась в учете наиболее ценного оборудования для последующего вывоза его в Германию.
Среди спортсменов юга Украины имя Вермана было известным. На протяжении многих лет он часто посещал херсонский яхт-клуб. Имел нужные знакомства в среде активистов-яхтсменов, многие из которых были очень влиятельными людьми.

В начале 1930-х годов яхтенная активность Вермана резко возросла. Участились выходы с минимальным экипажем, зато гость в Николаев приезжал весьма любопытный - секретарь германского консульства в Одессе господин Ганн. Вместе они выходили на яхте в Днепро-Бугский лиман. По сведениям, полученным из одесского ГПУ, Ганн являлся германским разведчиком.
Настала осень 1933 года. В связи с непогодой яхтенные вояжи германских друзей были прекращены. Встречи продолжились в николаевской гостинице «Лондон». Одна из них закончилась арестом в момент передачи технической корабельной документации господину Ганну.

В ходе следствия выяснилось, что с 1907 года в Николаеве работала (в том числе и на судозаводе, строившем русские линкоры) группа немецких шпионов, руководимая резидентом Верманом. В нее входили многие известные в городе лица (даже городской голова Николаева Матвеев}, а главное - инженеры верфи Шеффер, Линке, Феоктистов, электротехник Сгибнев, обучавшийся в Германии.
Статья в «Южной правде» заканчивается словами: «Александр Лунин при завершении дела предъявил Верману пожелтевший от времени лист о награждении крестом испросил: "Это награда за «Марию»?"-"Идиоты! - возмущенно произнес Верман. - Такое посылать по почте резиденту разведки"».

На следствии 1933 года электрик Сгибнев, завербованный Верманом, показал, что того очень интересовала схема электрооборудования артиллерийских башен главного калибра на новых линейных кораблях типа дредноут. Особенно на первом из них, переданном флоту, - то есть на «Императрице Марии». «В 1912-1914 годы, - рассказывал Сгибнев, - я передавал Верману разные сведения о ходе их постройки и сроках готовности отдельных отсеков - в рамках того, что мне было известно».

Особый интерес немецкой разведки к электросхемам артиллерийских башен главного калибра становится понятен. Ведь первый странный взрыв на «Императрице Марии» произошел именно под ее носовой артиллерийской башней главного калибра, во всех помещениях которой было много различного электрооборудования...
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: с большой долей вероятности линкор был взорван не без «помощи» нашего земляка Вермана.

Сергей Никитенко
«Гривна СВ».- №22 (499).- 27.05.2011.- стр.13

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page