on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > Cinema > Bondarchuk Sergey Feodor > Главная мечта жизни Сергея Бондарчука осталась нереализованной

 

Главная мечта жизни Сергея Бондарчука осталась нереализованной

100 лет назад родился известный актер и режиссер

Сергей Федорович Бондарчук (25.09.1920 - с. Белозерка, ныне Херсонская обл. - 20.10.1994 - Москва) - украинец, ставший классиком российского, советского и мирового кино.

 Об Украине и своих украинских корнях не забывал никогда. Сыграл главную роль в фильме «Тарас Шевченко» (1951) Игоря Савченко. Сыграл и сразу получил звание народного артиста СССР, несмотря на все правила (ведь сначала нужно было стать заслуженным артистом, потом народным республики и только потом...). По легенде, Сталин, смотря фильм, ткнул пальцем в экран: «Вот истинно народный артист!».

В 1956-м сыграл роль другого украинского гения, в фильме «Иван Франко» (режиссер Тимофей Левчук). Играть гениев трудно, а у него получалось - масштабность личности в нем чувствовалась всегда.

Потом ушел в режиссуру. Как-то пришлось мне разговаривать с актрисой Ириной Скобцевой, супругой Бондарчука. Она рассказывала, что намерение Сергея Федоровича стать режиссером получило довольно жесткое сопротивление: «Ну, ты актер, так и нечего лезть в режиссеры!».

Однако он победил, а его фильм «Судьба человека» (1959), по рассказу М. Шолохова, где Бондарчук сыграл и главную роль, получил общемировое признание и вошел в анналы кино. О двух сиротских душах, которые находят друг друга посреди вселенского раздрая.

Далее Бондарчук стал экранизировать толстовский роман «Война и мир» (1965-1967). Грандиозная по масштабу съемки работа. Оператором ленты, кстати, был Анатолий Петрицкий, сын знаменитого украинского художника Анатолия Петрицкого. Говорил я и с ним. Сказал, в частности, что сначала снимали на пленке отечественного производства, однако после нескольких пленочных отбраковок вынуждены были снимать на «Кодаке». Оно и понятно: слишком дорогими были эти масштабные съемки с участием тысяч людей. Кстати, батальные эпизоды снимались в Закарпатье, в районе Мукачево.

О масштабности Бондарчука. Роман Балаян рассказал как-то: Бондарчук подвозил его куда-то в Москве, в автомобиле. Роман предложил: А почему бы вам, Сергей Федорович, не снять что-нибудь и у нас в Киеве? Хотя бы камерное. Бондарчук повернулся к нему и сказал своим неповторимым голосом: «Да для меня камерный фильм - это 30 тысяч массовки в кадре...».

 «Война и мир» получила (1969), первой из советских фильмов, «Оскар» от Американской киноакадемии. С тех пор С. Бондарчук - мировая звезда, режиссерства и актерства. Да и у советского руководства он в авторитете. Говорили, что он ногой открывал кабинеты членов Политбюро, хотя это, конечно, гипербола.

Но даже такой авторитет не помог Бондарчуку реализовать свою едва ли не главную мечту - экранизировать Гоголевского «Тараса Бульбу». Почему? Ведь на пути каждый раз становились поляки. Повесть Гоголя считается «антипольской», поэтому предстояло получить «добро» на экранизацию от друзей по «социалистическому лагерю». А друзья отвечали: мы не против, только в таком случае мы запускаем фильм «Огнем и мечом», по Генрику Сенкевичу. Где есть антиукраинские мотивы...

Словом, никак не складывалось. Председатель Госкино СССР Филипп Ермаш, наконец, устроил Бондарчуку аудиенцию с руководителем Польши Эдвардом Гереком. Режиссер встретился, а потом долго не появлялся на людях. Наконец, во время какого-то собрания, Ермаш увидел Бондарчука. И воскликнул: «Ну что, Сергей Федорович, помогли тебе твои ляхи?». Не помогли. Так и не снял Бондарчук своего «Бульбу», которого хотел сам же и сыграть. До него это не получилось у Довженко, после него - у Виктора Греся. Сложилось только у Владимира Бортко (2009), но это уже другая история.

Кстати, о Довженко. Бондарчук сыграл небольшую роль в его фильме «Мичурин» (1948), потом входил в ближайший круг вдовы классика, Юлии Солнцевой. Даже снялся в одном из ее фильмов «Такие высокие горы» (1974), где сыграл главную роль, роль учителя (прототипом этого персонажа был знаменитый украинский учитель Василий Сухомлинский).

Дружил БОНДАРЧУК и с СЕРГЕЕМ ПАРАДЖАНОВЫМ, еще со студенческих лет (даже в каком-то году жили в одной комнате в общежитии). Когда в середине 1960-х Параджанов начал работу над экранизацией новеллы Коцюбинского «Интермеццо» (был написан сценарий, съемки не разрешили), он послал своего тогдашнего ассистента Романа Балаяна в Москву с предложением Бондарчуку сыграть главную роль. Тот согласился (свидетельство Балаяна), спросив при случае: «Ну, как там этот хулиган?».

В Украине Сергей Бондарчук сыграл еще роль кардинала Монтанелли в фильме Николая Мащенко «Овод» (1980), за что получил Шевченковскую премию.

Другие режиссерские работы С.Ф. Бондарчука «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975), по произведению М. Шолохова, «Степь» (1977), по рассказу Чехова (когда-то мне очень легло на душу, надо пересмотреть), «Красные колокола» (1982), по произведению Джона Рида, «Борис Годунов» (1986), по Пушкину. И, наконец, еще одна экранизация Шолохова - «ТИХИЙ ДОН» (1992), фильм, который имел драматическую судьбу из-за конфликта с итальянскими продюсерами...

Сергей ТРИМБАЧ

Джерело інформації: Day.kyiv.ua

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page