on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Visual art > Kherson regional museum of art by A. Shovkunenko > Главный хранитель музейных ценностей

 

Главный хранитель музейных ценностей

Херсонский областной художественный музей провожает на пенсию Надежду Федоровну Ваганову, стоявшую у истоков развития музейного дела на Херсонщине и проработавшую в этой сфере более 40 лет.

Из личного дела
Н. Ф. Ваганова родилась в 1932 г. в г. Киеве. Жизнь ее уже с детских лет сложилась непросто. Потеряв отца, а затем и мать, она с восьми лет оказалась в детском доме. Вспоминая сейчас об этом времени, Надежда Федоровна с благодарностью говорит о своих учителях и воспитателях, которые дали ей первые уроки жизни, научили многим полезным вещам, посвятили в тайны искусства, музыки, театра. Будучи очень способной к рисованию, Надя избирает для себя творческую профессию, поступает в Луганское художественное училище на керамическое отделение. Там она познакомилась со своим будущим мужем - художником Владленом Афанасьевичем Вагановым и, наконец, обрела свою семью, свой дом, которого была лишена многие годы.

Надежда Федоровна стала не только хорошей женой и примерной матерью двоих сыновей, она работала над собой, была целеустремленной и сильной. Так она решает стать педагогом. Приходит в школу учителем черчения и рисования, включается в общественную жизнь, занимается школьным театром, постановками, делает вместе с детьми костюмы. Ее уроки рисования ставят в пример другим учителям, она проводит много открытых уроков для педагогов города. Период учительства был долгим и отрадным, полным новых достижений и плодотворного труда. «Я настолько любила школу, что никогда не думала с ней расставаться. Когда человек любит свою работу, он все силы и здоровье полностью отдает ей. Но в какой-то момент я просто устала...», - рассказывала Надежда Федоровна. Вот тогда и начался новый легендарный период ее деятельности на музейной ниве.

Как правило, о людях искусства говорят и пишут достаточно, но вот о тех, кто хранит шедевры, продлевает их существование на века, знает их подлинную ценность и готов поделиться самыми сокровенными тайнами их происхождения - о хранителях музеев, - мало вспоминают. Хотелось бы восполнить эту лакуну и рассказать о Надежде Федоровне Вагановой и о ее важной и очень ответственной работе.
В декабре 1970 года Надежда Федоровна, имевшая диплом Луганского художественного училища, а также большой педагогический опыт, пришла работать в художественный отдел Херсонского краеведческого музея, который располагался в помещении нынешнего Выставочного зала Союза художников Украины на площади Свободы. В то время коллекция музея была небольшой, однако нуждалась в научной обработке и учете. Заведующей отделом, литератору Валентине Шевцовой, требовался сотрудник с художественным образованием, знанием истории искусств. Специалистов в музее не хватало, необходимо было много читать, постигать специфику музейного дела. И эта трудность была Н. Ф. Вагановой как раз по плечу.

Будучи тогда еще рядовым сотрудником музея, она с особым тщанием и азартом взялась за дело. Ездила в многочисленные командировки, стажировалась в столичных музеях, училась у коллег Москвы, Ленинграда, Риги, Львова, Одессы, как хранить произведения искусства, разбираться в их стилистике и особенностях, техниках и технологиях изобразительного искусства. Все конспектировала, зарисовывала, впитывала. Память у нее всегда была отличная. Самой запоминающейся была стажировка в Третьяковской галерее, где ей довелось быть даже на ученом совете, обсуждавшем картину В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Этот ни с чем несравнимый опыт музейщика, общение с известными на всю страну искусствоведами и специалистами запомнился навсегда. Отчетливо помнит она и поездку во Львов, знакомство с Борисом Возницким, директором Львовской картинной галереи, стажировку у Веры Свенцицкой, главного специалиста по украинской иконе.

Другой стороной ее деятельности было комплектование коллекции новыми произведениями, приобретение их у коллекционеров, художников-авторов или в их семьях. Для этого нужно было установить дружеские контакты, иметь доверительные отношения с людьми. И ей это удавалось. В 1972 г. Надежда Федоровна организовала первую персональную выставку работ Николая Львовича Скадовского в Херсоне. Она ездила в Москву, познакомилась с его прямыми потомками, собрала картины для выставки. Когда в 1977 г. в Херсон, по завещанию, передавали ленинградскую коллекцию Марии Корниловской, Надежда Федоровна занималась подготовкой к транспортировке экспонатов, была, что называется, на «передовой».

Она принимала непосредственное участие в открытии нового художественного музея в 1978 г. В этом же году Н. Ф. Ваганову назначают заведующей массовым отделом. Теперь все связи с общественностью, организация экскурсий и лекториев, командировки по области с лекциями по искусству, планы и отчеты - всё было на ней. Популярность художественного музея в первые годы его существования была колоссальной. Целые туристические поезда, огромные экскурсионные нагрузки доставались всем сотрудникам, но, в первую очередь, «массовикам».
С 1982 г. Надежда Федоровна, получив диплом о высшем образовании в Херсонском государственном пединституте, стала главным хранителем Херсонского областного художественного музея им. А. А. Шовкуненко, ударно проработав на этой должности более четверти века.

В должности главного хранителя Надежда Федоровна пользовалась непререкаемым авторитетом коллег. В спорных вопросах ей всегда удавалось не только держать оборону, но и убеждать коллег в справедливости своих аргументов. Помимо основной работы по хранению и учету произведений, научной обработки коллекции, она много участвовала в организации выставок, выступала со статьями в прессе и на телевидении, давала содержательные интервью для телепрограмм. «Стоит мне начать рассказывать - слова идут сами, - говорит Надежда Федоровна. - Я могу несколько экскурсий в день провести и ни разу не повториться».

В фондохранилище музея, там, где, собственно, и живут шедевры, у Надежды Федоровны всегда был порядок. Это - стихия, над которой она властвовала всецело. Она легко взбиралась по стремянке, чтобы достать экспонаты живописи с сеток. Скульптура всегда заботливо укутана в целлофан, чтобы старинный мрамор или гипс не пострадали от пыли. Здесь же отдельно размещены тяжелые бронзовые статуэтки. Графические произведения хранятся в специальных помещениях под стеклом или в папках. В фондохранилище должен соблюдаться и температурно-влажностный режим. Недостаток или перенасыщенность влаги отрицательно сказывается на сохранности произведений искусства. Много внимания уделяла Н. Ф. Ваганова и реставрации произведений искусства, лично прошла стажировку по данному профилю, чтобы разбираться и в таких, узких, вопросах.

Опыт Н. Ф. Вагановой нашел признание у коллег из различных музеев Украины и России, особенно ее система подготовки фондовой документации, хранящейся по номерам и алфавиту в специальных шкафах.
В 1998 г., после визита директора музея Алины Васильевны Доценко в Великобританию в департамент культуры графства Бедфордшир, в Херсон прибыла английская делегация. В музее их повели не только в выставочные залы, но и в хранилища. «Когда я показала им свои талмуды..., англичане сказали, что мы ведем документацию лучше них», - вспоминает Надежда Федоровна.
Художественный музей благодарен Н. Ф. Вагановой за инициативу создания коллекции лучших работ херсонских художников и за щедрый дар графических листов своего мужа, известного художника - В.А. Ваганова.

Надежда Федоровна Ваганова - профессионал высокого класса, человек с огромным стажем работы и опыта, «ходячая» энциклопедия, готовая дать ответ на любой вопрос. И не преувеличу, если скажу, что таких специалистов не готовит ни один вуз.
Всегда энергичная, живая, увлеченная, готовая поделиться своими знаниями и опытом, такой Надежда Федоровна была и есть всю свою большую творческую жизнь. Она много лет совмещала музей и школу, заботу о детях - с работой. Тяжело было, но успевала везде. Сегодня старший сын Надежды Федоровны - Александр - Герой России, капитан первого ранга в отставке, много лет служил на Северном флоте. Когда Надежда Федоровна приезжала в Санкт-Петербург, сослуживцы сына благодарили ее, как мать, за воспитание Саши. Младший сын Олег с семьей живет и работает в Херсоне.
Хотелось бы пожелать Надежде Федоровне, невзирая на годы и обстоятельства, всегда держать «высокую марку». Она для всех нас, музейщиков, человек-легенда, и дай ей Бог много здоровья и жизненной силы!

Влада Дяченко, сотрудник музея
«Херсонский вестник».- №32 (1095).- 11.08.2011.- стр.20

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page