Херсон — город Солнца?
Сказка ложь, да в ней намек Л.С. Пушкин
225 лет основания Херсона - дата знаменательная! Много утекло воды в Днепре, с тех пор, когда было сказано: «... здесь будет град заложен». За это время было у города много славных страниц. Были дни радости и дни горя. Но статья эта о временах более древних, и, на первый взгляд, не связанных с городом Херсоном. Она, скорее, о некотором возможном упущении, тянущемся до наших дней с очень давних пор. И упущение это... Впрочем, по порядку. Принято считать, что название города - Херсон, дано по аналогии с другим, сравнительно недалеко расположенным, но более древним - Херсонесом - бывшим в свое время греческой колонией, на берегу Крыма. Греки, основавшие колонию, пришли не на пустое место. Юг Украины был издревле населен различными народами. Приходили одни, уходили другие, смешивались культуры, обогащая друг друга, создавались новые.
Тавры, киммерийцы, скифы, да кого здесь только не было! Все эти народы внесли значительный вклад в развитие местных верований и обычаев. В Крыму оседали остатки племен, народов, уступивших первенство в Северном Причерноморье. Переселенцы-греки вынуждены были считаться с местным населением, частично ассимилироваться, принимая некоторые обычаи религиозные и языковые. В пантеон греческих богов постепенно входили местные божества, исконное население принимало греческих богов. Место, где основан Херсонес, было заселено и до появления греков. Естественно, носило свое название. За давностью лет оно утеряно. Однако известно, что у древних славян было собственное название этого города: Корсунь. Что казалось бы общего, меж древнерусским названием Корсунь и греческим Херсонесом? Не будем спешить с выводами, связь может оказаться гораздо глубже, чем кажется. Среди славянских богов особое место занимал бог Хоре. Он почитался в Киеве, наряду с другими божествами, имел свое капище, где совершались жертвоприношения.
Есть мнение, что в Киев Хорс «пришел» с юга (Северного Причерноморья). Имя этого божества упоминается в 1088-89 г.г, игуменом Никоном, после его посещения Тмутаракани. Есть имя Хорс и в ряде церковных апокрифов, в «Слове о полку Игореве». Хорс считался богом солнца, часто упоминался рядом с Дажьбогом, так же «солнечным». Последний, однако, бог более северный, можно сказать, киевский. В отличие от Дажьбога, Хорс имеет южное происхождение. Об иранском, тюркском происхождении Хорса можно судить по персидскому обозначению божественного, смеющегося солнца - Xurset, в конечном счете, имеющем еще более древние - авестийские корни. Этот же образ входит и в пантеон ряда других народов - болгар, угорских племен, например божество солнечного круга Корс-Торума (Золотой Луч). В свете всего вышеизложенного, вполне уместно следующее построение: Хорс - Корсунь - Херсонес. То есть город был назван в честь солнечного бога Хорса.
В последствии греки взяли его за основу при названии города Херсонеса, придав ему свое, более удобное для них звучание. Если это так, то название нашего города должно звучать не Херсон, а Хорсон - город Солнца. Конечно, такую глубокую, сложную тему, в полной мере тяжело раскрыть в пределах отдельной статьи. Здесь требуется работа и этнолингвистов, и археологов, и специалистов по древним рукописям. Однако, поднять этот вопрос для обсуждения, думается полезно. Тем более, в наше время. Когда, пусть медленно, но будем надеяться, необратимо происходит процесс возвращения словам и явлениям их настоящего, исконного смысла и значения.
Юрий Вакуленко
«Горожанка».- 29.09.2003