Херсонский эксперимент Мейерхольда
10.10.2002
Наш драматический театр знавал и спады, и подъемы. Причем его лучшие времена связаны с замечательными личностями.
Ровно сто лет назад, в 1902 году, театральный сезон в Херсоне открыла труппа начинающего, никому не известного режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Этот молодой человек оставил сцену столичного театра всероссийского уровня из-за конфликта с режиссерами Немировичем-Данченко и Станиславским. Нет, причина ссоры была отнюдь не творческого плана и дело не в знаменитом «Не верю!». Просто до 1902 года Московский художественный театр не имел ни единого мецената. Каждый сезон актерам доводилось начинать с походов по спонсорам, которые в те времена вряд ли были щедрее нынешних. Однако в конце 1901 года, оценив режиссуру и талант актеров, известный российский миллионер Савва Морозов решил единолично финансировать Московский театр.
Каждый член труппы получил при этом долю заведения в виде пая, а Мейерхольд оказался в числе обделенных. Он мог продолжать работать во МХАТе, но при этом не имея акций и не получая дивидендов. Ущемленное самолюбие актера заставило его покинуть Москву. Собрав скромные пожитки, вместе с таким же обиженным Александром Кошеверовым он переехал в Херсон. У жены последнего оказались связи в Херсонской городской думе, и актерам удалось арендовать городской театр, который на тот момент держала антрепренерша, некая Малиновская. Надо сказать, заведение под ее руководством влачило весьма жалкое существование. Бюджет в 11 тысяч рублей с большим трудом позволял сводить концы с концами.
Такое положение вещей могло в скором времени погубить театр. Мейерхольду удалось проявить организаторские таланты и заманить в уездный, мало известный городишко молодых талантливых актеров из Москвы, посулив им большие роли. Вновь созданная труппа именовалась «Товариществом новой драмы». Подсчитав необходимые расходы и возможные доходы, начинающий режиссер вышел на сумму 27 тысяч рублей, тем самым более чем вдвое увеличив прибыль.
22 сентября херсонцы увидели пьесу Антона Чехова "Три сестры». Уездные театралы были в восторге. Актеров буквально засыпали цветами. В стенах Херсонского театра подобного не бывало с момента его открытия. Судьба сезона была предрешена, Немаловажную роль в достижении успеха сыграли новшества, привезенные из столицы: за печкой прятался сверчок, на столе горела лампа, в вазах стояли цветы. Все это существенно оживляло действо на сцене. Поставив не три спектакля, как раньше, а на порядок больше, к весне Мейерхольд получил вместо запланированных 27 тысяч - 35.
Отработав сезон, уже как состоявшийся режиссер Всеволод Мейерхольд оставил наш город. Местные поклонники пытались вернуть труппу, послав ему вдогонку письмо, а в нем - около пятисот подписей. Но херсонские масштабы уже были малы для «Товарищества новой драмы».
Херсонский эксперимент столетней давности подтверждает, что проблема театров - не в публике. И возможно, секрет успеха В. Мейерхольда кроется в его жизненном девизе: жизни или смерти, но только не сна.
Вадим МУСИЙКО
«Гривна» №41 10 октября 2002
Публікація першоджерела мовою оригіналу