on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

«Хранители» правды

Куплены билеты, заняты места в зрительном зале. Погашен свет, все взоры устремлены на белое полотно. Оно словно вход в параллельное измерение. Имя этому измерению – кино.
Мы с замиранием сердца переживаем за героев, ждем развязки, хотим узнать тайну убийцы или ждем хэппи-энда. И не задумываемся, сколько людей постаралось для того, чтобы мы смогли увидеть очередной киношедевр.
И речь сейчас не о многочисленной съемочной группе. Прежде чем попасть на широкий экран, пленка с фильмом должна пройти проверку. Вдруг она порвалась или запачкалась чем-то. Такие специалисты “проживают” в “Киновидеопрокатах”. В каждой области есть подобное заведение.

Прекраснее всего – кино!
Евгения Григорьевна пришла в херсонский Кинопрокат 19-летней девушкой. Нельзя сказать, что она о профессии фильмопроверщицы мечтала с детства. После окончания школы , как и многие девчонки в то время, хотела работать на ХБК. Но, как говорится, судьбу решает случай. У них в доме жили девушки, трудившиеся на хлопчатобумажном комбинате. А их знакомые работали в Кинопрокате. Они и рассказали Жене, что в прокат нужна фильмопроверщица. Женя решила попробовать.
– Я пришла на работу 15 января 1965 года, – рассказывает Евгения Григорьевна. – Три месяца была в статусе ученицы. Потом сдала экзамены и получила “звание” фильмопроверщицы третьей категории. Через год я сдала на вторую категорию, а еще через 12 месяцев стала фильмопроверщицей первой категории.
Учение без ошибок не обходится. Когда Женя была еще в статусе ученицы, ей поручили проверить фильм “Золотой ключик”. Все было сделано, пленка проверена и допущена к показу. И вот в зале гаснет свет, начинается фильм. И вдруг прямо посреди этого фильма начался киножурнал “Новости”, к тому же еще и черно-белый. Строгого выговора фильмопроверщица не получила, но пленку проверять стала тщательней.

Вредная профессия
Фильмопроверщик – занятие увлекательное, но не такое уж и безвредное. Работа связана с пленкой, которая может загореться не то что от маленькой искры, но и даже от сильной жары. Пленку обрабатывают разными химическими веществами, в том числе и ацетоном. Поэтому людям, проверяющим пленку, в советское время выдавали молоко за вредность наравне со сварщиками. А еще проверяющие ежедневно получали 50 грамм чистого спирта для протирания пленки от пыли.
– Но плюсов все-таки в этой профессии больше, – утверждает Евгения Григорьевна. – Ты всегда в курсе всех киноновинок. И просматриваешь фильмы раньше, чем их увидят жители Херсона и области. По правилам, пленка сразу проверяется за специальным столом, почти вручную. А потом мы обязаны посмотреть эту пленку на большом экране – своеобразная контрольная проверка.
И это касалось абсолютно всех фильмов. Многое в советское время запрещали, и кино не стало исключением.

Если в фильме снимался актер, попавший в опалу советских властей, то фильм запрещали выпускать на экраны.
– Помню, начали запрещать фильмы с участием Владимира Высоцкого. Из Москвы нам присылают копии фильма, а следом идет приказ – запретить к показу. Вот тут и начинали проявляться все прелести моей работы, – рассказывает Евгения Григорьевна. – По правилам, я все равно обязана была проверить пленку, а потом посмотреть качество на экране. Поэтому даже если фильм запрещенный, я все равно его смотрела. Причем совершенно официально!
Когда великий актер Савелий Крамаров уехал в Америку, во все Кинопрокаты пришло распоряжение – вырезать фамилию актера из титров всех фильмов с его участием.
– Я помню, как занималась этим абсурдом. До сих пор не понимаю смысла этого. Ведь все равно зритель увидит любимого актера на экране. А титры вообще мало кто читает.
Пленки с запрещенным кино не сжигали, их просто отвозили в боксы, где они пылились на полках….
- В силу своей профессии Женя встречалась со многими актерами: Дворжецким, Заклунной, Матвеевым и многими другими. Так что теперь есть, что внукам рассказать!

Комсомольцы-добровольцы
– Когда я пришла на работу, меня назначили комсоргом. У меня в подчинении было 10 комсомольцев, разбросанных по всем кинотеатрам города, – вспоминает Евгения Григорьевна.
Самое смешное, что она никогда не была приверженкой коммунистической идеи. На всех политзанятиях она всегда спорила с лектором по поводу “рая на земле” при коммунизме, по поводу нереальных планов по производству продукции. За такие высказывания ее неоднократно вызывали на ковер директора Кинопроката.
– Я не терплю, когда меня заставляют. А в советское время нас много чего заставляли делать. К примеру, все комсорги должны выписывать “Комсомольскую правду”. А она мне триста лет не нужна! И вот вызывает меня к себе начальство проводить разъяснительные беседы. Долго пытались мне доказать, что я неправа. А потом спрашивают: “ Женечка, ну хоть какие газеты вы выписываете?” А у меня из головы вылетели все названия! И тут я выпалила “Водный транспорт”. Вы бы видели лицо управляющего!

Ветер перемен
В начале 90-ых, еще до событий в Беловежской пуще, Евгения Григорьевна стала одним из редакторов по планированию кинофильмов, т.е. в какой район какой фильм отправить. Во времена становления молодой Украины всем было тяжело. Кинопрокат не стал исключением: зарплату платили тканями с ХБК. Но постепенно жизнь налаживалась. Правда, работы становилось все меньше.
– Моя внучка практически выросла в Кинопрокате. Она ходила со мной на работу, очень полюбила кино, всегда смотрела все новинки. Потом у нас организовался Клуб любителей Диснея. Она его обожала. Знала имена почти всех актеров.
С 2000 года Евгения Григорьевна на заслуженном отдыхе. Тридцать пять лет она отдала служению искусству. Пусть она кино и не снимала, но без работы таких людей смотрели бы мы фильмы с пятнами на пленке, с непонятными повторами одного и того же эпизода или вообще с частями другой киноленты. Известный режиссер Жан-Люк Годар однажды сказал, что фотография – это правда. А кино – это правда на 24 кадрах в секунду. Так вот за то, чтоб эта “правда” сохранилась как можно дольше, отвечали такие люди, как Евгения Григорьевна.

Елена Пименова
Вгору.-16.07.2009

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page