Как привить персик к бетонному столбу
Почему у нас нет нобелевских лауреатов?
Украинская земля дала миру ряд всемирно известных ученых, изобретателей, писателей: Игоря Сикорского и Сергея Королева, Ивана Пулюя и Евгения Патона, Ивана Франко и Александра Довженко... В годы советской власти имена многих знаменитых украинцев гремели на всех континентах. А каковы сегодня перспективы современной отечественной науки «рождать» новых Гофманов, Мечниковых, Патонов?.. Есть ли в Украине почва для появления нобелевских лауреатов?
Об этом мы беседуем с доктором философских наук, профессором, завкафедрой философии, деканом факультета социологии и права знаменитого киевского Политеха Борисом НОВИКОВЫМ.
— Борис Владимирович, при тех 0,9% госбюджета, выделяемых НАНУ, вряд ли можно надеяться на прорывы, достойные Нобелевской премии. Но высшее образование, возможно, не всегда требует дорогостоящей научно-технической базы. Можем ли мы хотя бы взрастить потенциального лауреата?
— Для этого, может, не всегда требуется новейшая база, но в современных условиях просто необходима соответствующая столь амбициозным задачам система образования. В Советском Союзе такая была. Давайте вспомним, как и главное — почему она уничтожалась.
Итак, «вначале было слово». Даже два — «Болонская система». Затем, как и положено, дела: техникумы переименовали в институты, институты в академии, академии в университеты. В 90% случаев сменой вывесок все и ограничилось.
Затем тифозной сыпью страну покрыла густая сеть коммерческих учебных заведений (вузов и не только). Конечно, с одной стороны, контрактные деньги позволяли брошенному на произвол судьбы образованию сводить концы с концами. С другой — из всех педагогических приоритетов на первое место выползло... «бабло». Со всеми вытекающими последствиями. Очень пагубными для образования.
Тут же появилось несметное количество тендерирующих, лицензирующих, аккредитирующих инстанций. Ясно, что «абсолютно бескорыстных» — «исключительно по велению долга» вершащих свой «подвиг».
Потом стащили в общую кучу высшее образование, среднее, профессионально-техническое и... науку. Но и этого МОНстру, подмявшему все под себя, показалось мало — в 2010-м он «поглотил» спорт, молодежь, ВАК.
— Вообще, конечно, дико звучит — руководить молодежью и спортом. Впрочем, столь же дико, как и наукой.
— В результате на месте науки — куча пепла. Ну почти куча. Причем как академической и вузовской, так и отраслевой. А как же иначе — где еще вчера могучие «Арсенал», ВЕДА, «Буревестник», ПО им. Королева, «Большевик», «Электронмаш», «Точэлектроприбор» и прочие? Убиты! Зарастают чертополохом либо же превращены в склады под китайское барахло и в центры развлечений. Развлекаемся...
Долго и упорно — кто-то искренне, кто-то лукаво, а большинство тупо — внедряли многоступенчатую систему высшего образования. Кальку с западной системы. Зачем? Ибо велено... Это очень напоминало усилия по привитию черенка персика к бетонному столбу. Уже давно и след простыл педагогических мичуринцев, а мы, разинув рты, до сих пор стоим перед столбами. Ждем, когда последние плодоносить начнут.
— Насколько я понимаю, такое же у вас отношение и к 12-балльной системе оценивания.
— Можно подумать, что 5-балльная у нас была исключительно потому, что мы до шести не умеем считать... Умеем. Зато и они умеют кое-что просчитывать. В частности, установку на то, что уж если ломать что-то — строй, страну, людей, — то с хрустом и через колено. Чтобы ничего даже в ментальности, даже в памяти не осталось. Для того же провозгласили и переход на 12-летнее образование. Тут ведь главное — из реформационных имитаций не вылезать.
Пошли лозунги «Даешь!»: «Каждой школе по автобусу!», «Каждой школе по компьютеру!», «Каждой школе по футбольному мячу!» Не знаю, выполнили ли «данайцы» все свои обещания. Но сомнения имею большие. Ведь 7 (семь!) министров за полтора десятка лет — это немало. Обещает один, а отчитываться о выполнении должен другой. Где вы такое видели?!
Надежно похоронили систему довузовской подготовки, безотрывную (вечернюю и заочную) форму образования — одно из величайших социально-культурных завоеваний нашего народа. Разумеется, под болтовню о ее «неэффективности» и о несомненном превосходстве «дистанционной» системы.
Затем попытались учить наших школьников и студенчество по учебникам гуманитарного цикла, в свое время оперативно написанным грантоедами и грантогрызами на деньги разного рода соросов. Слава Богу, качество этих пособий такое, что их никто — ни учителя, ни школьники, ни студенты, ни профессура — в руки не берут. Брезгуют.
Вслед за соросовским «Возрождением», как из хлябей разверзнутых, хлынули «благодетели» по программам «Темпус», «Тасис», фондов Аденауэра и прочая и прочая. Под неописуемый восторг медийной мешпухи из страны вывозились ноу-хау, хайтек-технологии, патенты, открытия и изобретения. Заодно — тайны и секреты. Даже не за стеклянные бусы.
В сущности ведь весь замысел и последующая реализация проекта «Болонский процесс» — это, с одной стороны, выкачивание интеллектуальных сливок из бывших республик СССР, соблазнившихся «культурным» троянским конем, а с другой — уничтожение лучшего в мире образования. Т. е. «болонка» — это типичная форма интеллектуального — воинствующего, жестокого и беспощадного — империализма. Хотя какая это болонка? Это бультерьер.
— А что с системой последипломного образования?
— Нашим, рожденным в
Там — в стане наших заклятых друзей — через год-два они бойко отрапортуют своим хозяевам: «Приговор приведен в исполнение». Если успеют принять новый закон «О высшем образовании».
Не хоронить институт кандидата и доктора надо, а для начала искоренить систему их «изготовления» (а производство «остепененных» сегодня поставлено на поток: возле входа в метро куча объявлений: «сделаем расчетки, контрольные, курсовые, дипломные р-ты, кандидатские, докторские диссертации»). Да при государственной воле эту скверну за два месяца изничтожить можно! Но зачем ее искоренять, если с ней можно «бороться». Ну, как «борются» у нас с коррупцией.
— Вы имеете в виду все это «незалежне оцінювання»?
— Плюс единый госэкзамен — «щоб не було хабарів». Это значит, в вузах и школах «берут взятки», а в едином центре не будут?
Знаете почему они так осатанело губят наше образование? Кроме всего прочего, а может, и прежде всего — потому что отлично знают: Великую Отечественную войну выиграл советский учитель. Педагог, который заставлял не только знать, но и думать, а не гадать в черно-белом режиме: «да» — «нет». Это тестирование первой от безысходности ввела Франция — когда в страну после развала колониальной системы хлынула волна афроиммигрантов. И та же Франция уже давно — под давлением граждан — выбросила тестирование на мусорник как крайне отрицательный образовательный опыт.
У нас же как производная от ВНО — молниеносная ликвидация заочной формы образования и всего корпуса форм довузовской подготовки. Т. е. вся работа по профессиональной ориентации, поиску «своего» абитуриента приказала долго жить. А тут еще очередной министр порезвился в деле изгнания русского языка из всех сфер образования и всяческого благоприятствования языку английскому — языку потенциальных хозяев мира.
Последний «писк педагогической демократии», о котором с неописуемым восторгом сообщают «общественности» клерки от образования и «независимые» журналисты, — т. н. свободная траектория учебы. Если перевести это с чиновничьего языка на человеческий, то первокурсник будет учить профессора, как и чему тот должен учить студента.
Из той же оперы — последняя напасть — наверное, заключительный аккорд сатанинской мессы. Я имею в виду проект закона «О высшем образовании» (версия МОНМС), поданный от имени Кабмина в ВР 04.11.2011 г. и якобы «освященный» именем «100 000 студентов вузов, единодушно одобривших его» (где? кто? когда?), и еще какой-то полуконспиративной сходкой, названной Всеукраинским съездом работников образования. Словом, сплошное наперсточничество.
Этот закон, если будет принят, поставит крест на остатках нашего, лучшего в мире, образования. Мы просто превращаемся в Папуа — Новую Гвинею. Свыше 500 положений закона окончательно ликвидируют остатки той автономности, того вузовского демократизма и самоуправления, которые уже и так были (есть) полуживыми. Нет даже упоминания о необходимости органической связи науки, обучения, производства и, главное, воспитания.
Все правильно: воспитание нынче — атавизм.
Данная статья вышла в выпуске №50 (586) 16 - 22 декабря 2011 г.
http://2000.net.ua/2000/aspekty/nauka/77257