on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > Ukrainian the cossacks are in Tavriya > Круиз в прошлое

Круиз в прошлое

С речного дна поднято уникальное казацкое судно, на котором 300 лет назад воевали запорожцы. Раритету украинцев завидуют археологи всего бывшего СССР
Настоящее кладбище кораблей открылось историкам весной 1999 года, когда на бывшую казацкую вотчину, остров Хортица, обрушился катастрофический паводок. Сброшенная Днепрогэсом вода прибывала с невероятной скоростью: в Днепр ушла полоса хортицкого берега длиной 150 и шириной 20 м. Вода смыла толстый слой ила и песка, обнажив целый пласт истории о казаках-мореходах. Глазам гидроархеологов, с конца 1960-х ищущих под водой в районе Хортицы свидетельства казацкой эпохи, открылись темные скелеты лодок, на которых 300 лет назад воевали запорожцы.

«На этом размыве обнажились остовы нескольких кораблей XVIII века», — рассказывает Корреспонденту Валерий Нефедов, директор предприятия Південьгідроархеологія Института археологии Национальной академии наук Украины, возглавляющий подводные исследования на Хортице. Под его началом 17 ноября со дна реки была поднята лодка, затонувшая на Сечи 274 года назад, — по предварительному заключению археологов, это казацкий дуб либо построенная по его подобию российская военная дубель-шлюпка, сделанная, возможно, здесь же, на Хортице.

Из-за отсутствия финансирования к подъему находки готовились целых десять лет: пo мере того как появлялись хоть какие-то деньги и возможности, археологи проводили подводные исследования, строили специальные конструкции, крепежи, искали технику, доставали со дна мелкие фрагменты.
От древнего судна остался 11-метровый скелет — половина левого борта, днище и груда деталей помельче. Собранные воедино, они станут четвертым по счету раритетом в коллекции плавсредств казацкой эпохи, извлеченных из-под воды и реставрируемых в Хортицком заповеднике. В его ангарах уже собирают по крупицам казацкую чайку, бригантину и байдак.

Подобная находка — большая редкость на всем постсоветском пространстве. «Тех времен, петровских и около того, и карет-то не осталось — раз-два и обчелся. А тут целое судно, очевидец таких событий», — комментирует Корреспонденту украинскую находку Петр Гайдуков, заместитель директора Института археологии Российской академии наук.
Несколько десятков древних суден, погребенных на дне Днепра, — обломки эпохи русско-турецких войн, благодаря которым тогдашняя Российская империя получила выход к Черному морю, а нынешняя Украина — свои южные территории. Сформированную для штурма Крыма Днепровскую флотилию, в которую вошли построенные на Брянской верфи и на Сечи дубель-шлюпки и казацкие дубы, сделанные запорожцами, считают своего рода прообразом Черноморского флота.

«Это была очень динамичная, драматичная и короткая история: эти суда появились в 1737 году, и уже в 1739-40 годах они все лежали на дне», — объясняет Дмитрий Кобалия, заведующий отделом охраны памятников и археологии Национального заповедника Хортица. Часть лодок сохранила до нынешних времен река, законсервировавшая их в толще песка.

Императорский десант
Запорожский дуб — так условно окрестили украинские гидроархеологи еще десять лет назад, сразу после обнажившего дно паводка, покоившийся там скелет того самого корабля, который теперь подняли на поверхность. Два года назад гидроархеологи подняли мелкие детали казацкой утвари, обнаруженные возле лодки, рассказывает Юрий Батаев, профессиональный дайвер, проводивший подводную съемку казацких сокровищ.
«Клепаные казаны, такелаж, фрагменты обуви, очень необычный блок, поднимающий парусную оснастку (раньше таких не находили), фрагменты оружия, лом, строительный инструмент, пуговицы»,— перечисляет Батаев найденные артефакты.

От самого судна осталось чуть больше половины. По предположениям археологов, это либо действительно построенный на Сечи дуб, либо очень близкая к нему по конструкции дубель-шлюпка, на которой в русско-турецкую войну бок о бок с казаками воевали русские солдаты.
В 1735 году Российская империя решила объявить войну Османской империи, чтобы пресечь набеги ее союзников крымских татар на русские земли и проложить себе дорогу к морю. Командовал походом на юг любимец Петра І, немецкий генерал Христофор Миних. Приказом племянницы Петра императрицы Анны Иоанновны для похода на Крым было велено построить отдельную Днепровскую флотилию из 400 дубель-шлюпок. В нее же вошли 40 запорожских казацких дубов.

Эти два судна близки по конструкции. Генерал Миних перед началом строительства консультировался с казаками о том, какие суда нужно строить, чтобы они способны были преодолеть речные пороги и участвовать в боях. Ведь к тому времени запорожцы обладали огромным опытом ведения войны с турками и татарами и снискали славу дерзких и удачливых мореходов.

В XVІ-XVІI веках в совершенстве освоившие лодочное дело казаки хозяйничали у черноморских берегов, совершая набеги на турецкие и татарские порты и прибрежные селения. А в 1615 году на 80 чайках даже атаковали и подожгли столицу Османской империи Стамбул и в щепки разбили бросившуюся вдогонку им турецкую флотилию.
"И казаки ему (Миниху) предложили: строить можно турецкие швертботы либо запорожские дубы, — рассказывает Кобалия. — В результате было дано задание строить суда, близкие к запорожским по размерам, по вооружению и по осадке".
В одном из московских архивов сохранился небольшой чертеж модели судна, способного перейти через пороги, с пометкой Казацкая лодка, именуемая, дуб за подписью Миниха.

Казаки-судостроители
Казацкий дуб был полугрузовым-полувоенным беспалубным судном, строившимся из огромной выдолбленной дубовой колоды, по бортам обшитой досками. Устойчивые, быстроходные и быстро строившиеся, эти корабли были очень популярны у казаков. По образу и подобию дубов Миних приказал построить 400 дубель-шлюпок. Их главной задачей была переброска к месту боя солдат и вооружения — на борту могло находиться до полусотни воинов и две-четыре пушки. Однако часто с лодок обстреливали вражеские позиции.

«Это очень интересный экспонат, тем более имеющий отношение к судостроению запорожцев: на таких дубель-шлюпках шла великая северная экспедиция (Витуса) Беринга. И такие сохранились только у нас», — гордится находкой Кобалия.
Поскольку преодолевать днепровские пороги но пути на юг удавалось все-таки не всем брянским дубель-шлюпкам, прямо в разгар войны решено было строить лодки ниже порогов, прямо на Хортице. В 1737 году на нынешнем острове Байда была разбита Запорожская верфь — земляное укрепление с оборонительными валами и рвом, внутри которых расположились солдатские и офицерские землянки, а неподалеку — землянки казаков, участвовавших в постройке судов. В считаные месяцы на острове создали целый флот из нескольких сотен судов.

Но уже через два года, по окончании войны, почти все эти суда здесь же, у берегов Хортицы, и затонули. Победа, одержанная Россией, оказалась скомканной: армию подкосили боевые потери и еще более — чума. Главных стратегических целей империи достичь не удалось, а с Турцией пришлось заключить мир. Сразу после примирения императрица приказала упразднить Днепровскую флотилию. Осенью часть кораблей сожгли, несколько десятков бросили зимовать прямо у берега, скованными льдом. Весной, после паводка, остатки гнившего долгие месяцы флота ушли на дно.

Кладбище кораблей
Именно эти 300-летние лодки, погребенные под толщей придонного песка, и стали объектом интереса отечественных гидроархеологов. Первыми бесценными находками исследователей в районе Хортицы стали казацкая чайка и бригантина, поднятые со дна в 1999-м и 2004 годах. Чайку, самый прославленный корабль казаков, обнаружили у берегов Хортицы в 1998-м, и только год назад ученые закончили ее реставрацию.
Вслед за чайкой подняли бригантину — деньги для этого нашлись благодаря известному своей страстью к дайвингу российскому музыканту Андрею Макаревичу. Именно ему, рассказывает гидроархеолог Нефедов, удалось привлечь внимание бизнесменов к покоившемуся в водах Днепра уникальному судну. В толще речного песка оба корабля сохранились на 70-80%.

Последнее поднятое со дна судно сохранилось куда хуже, едва ли на 50%. «Корабли, находившиеся сотни лет законсервированными в донном грунте, как только оказываются в нашей экологически грязной реке, сразу очень интенсивно начинают разрушаться, — рассказывает Нефедов об обнаруженном десять лет назад дубе. — Если бы мы провели эти работы в 2000 году, сохранность корабля была бы намного выше».
Поднятие лодки, лежавшей на глубине шести метров, на поверхность — процесс трудоемкий. В течение двух недель археологи изготовляли специальную конструкцию для подъема судна, подкладывали ее под низ лодочного остова, закрепляли его, чтобы осторожно, не повредив хрупкую находку, извлечь на берег.

Теперь лодке тоже предстоит пройти долгую, до двух лет, процедуру консервации: древесину будут многократно пропитывать полиэтиленгликолем, А затем так же, как при реставрации чайки, а после — бригантины, разрозненные детали по крупицам соберут в единое целое.
Такая же процедура ждет и байдак ХІХ века, который в этом году на Хортицу привезли с Десны, — на радость историкам, отлично сохранившийся. Все четыре древних корабля станут экспонатами будущего музея днепровского судоходства — его планируют открыть на Хортице, у берегов которой похоронены обломки старинного казацкого флота. Там, под водой, покоится еще много объектов, интересующих археологов.
«Но таких жемчужин, как чайка и бригантина, уже нет, — говорит Нефедов. — И, наверное, больше не будет».

Елена Трибушная
«Корреспондент».- №45 (433).- 26.11.2010.- стр.58-60

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page