on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > Theatre > Meyerkhold Vsevolod Emil`evich > Meyerhold in Kherson


Мейерхольд в Херсоне

Всеволод Мейерхольд (18741940 гг.) - настоящее имя - Карл Казимир Теодор Майергольд, режиссер, реформатор театра. 2 февраля 1940 года был расстрелян как враг народа. В 1955 году посмертно реабилитирован.

15 августа 1902 года московсковским поездом прибыл в Херсон невысокий худощавый господин в щегольском костюме. Двадцативосьмилетний актер Всеволод Мейерхольд, рассорившись со знаменитым режиссером, основателем Московского художественного театра Константином Станиславским, решил начать все с нуля - собрать единомышленников, уехать в провинцию и попробовать себя в режиссуре. Он не знал тогда, что в этом провинциальном городке начинается его трудная дорога к мировой славе.

Из письма телеграфиста Ивана Опушникова (ноябрь, 1902 г.):
«22 сентября снявшие здесь антрепризу московские господа В.Э. Мейерхольд и А.С. Кошеверов представили на суд публики пьесу модного писателя Антона Чехова «Три сестры». Приняли их хорошо, бисировали неоднократно, телеграмму Антону Павловичу, пребывавшему на лечении в Ялте, отправили: «Сегодня в Херсоне состоялось открытие сезона Вашей пьесой «Три сестры». Громадный успех». В театре, называемом «Товарищество новой драмы», давали спектакли по мизансценам Московского художественного театра. Аншлаги, хорошие сборы, приятное общество в буфете, дамы к каждой премьере платья шили.

Блестящий фельетонист, скрывающий истинную фамилию под претенциозным псевдонимом Принц де Линь, публиковал в газете «Юг» рецензии, в которых чаще хвалил пьесы, акторов и режиссуру господина Мейерхольда, однако, когда нужно, то и указывал на недостатки, невзирая на чины и звания. Не постеснялся назвать пьесу графа Толстого «премированной макулатурой», а игру актера Ивана Певцова и актрисы Наталии Костромской признал вялой и неубедительной. Хотя наши дамы с ним не согласились: господин Певцов - такая душка! И бывало, что при театральном разъезде один почтенный отец семейства хватал за пуговицу другого и, отворачивая ее от волнения, говорил: «А вы знаете, батенька, ведь к тому, что тут у нас в театре делается, в столицах прислушиваются! Да-с!»

И это была абсолютнейшая правда - в обеих российских столицах с нетерпением ждали писем из Херсона, потому что в маленьком городе на окраине огромной Российской империи рождался новый театр.

Из письма Антона Павловича Чехова (1902 г.):
«В Херсонском театре Мейерхольду будет нелегко. Там нет публики для пьес, там нужен еще балаган. Ведь Херсон - не Россия и не Европа...»

Из письма Алексея Ремизова Валерию Брюсову (август, 1903 г.):
«Поступил к Мейерхольду в театр пьесы подбирать для репертуара. Думает он ставить Мстерлинка, Пшибышевского, устраивать вечера памяти Эдгара По, Шарля Бодлера, Что из этого выйдет - не знаю. Город прежде всего глупый, потом - косный. Стихов не любят, даже самых доступных... Но, удивительное дело, слово «декаденство» знают, оно у них вроде «желтого билета». А пьесы подбирать придется во утешение публики...»

Из письма Валерия Брюсова Алексею Ремизову (сентябрь, 1903 г.):
«Дело Ваше в Херсоне все конечно безнадежное. Из По, Бодлера, Метерлинка здесь ничего не выйдет, ибо это уже не Вологда и еще не Париж. А слово «декаденство» в столицах перестает быть ругательством».

Из письма телеграфиста Ивана Опушникова (ноябрь, 1903 г.):
«Господин Мейерхольд испытывает терпение херсонской публики. Если в первом сезоне его спектакли были жизнеподобны, игра актеров трепетна, а декорации просто роскошны, то теперь, увлекшись модными авторами-символистами, он заставляет нас слушать шепот и завывания на убогом фоне кулис. Премьера пьески некоего Генрика Ибсена «Женщины моря» обошлась без громкого скандала, но дамы скучали, и никто ничего не понял в диалогах странных персонажей. Наш рецензент Принц де Линь вежливо намекнул режиссеру: «Образы в большинстве случаев слабо очерчены, раздражает неопределенность игры актеров». Господин же Мейерхольд не внял увещеваниям и поставил пьесу Пшибышевского «Снег».

Об отсутствии моральных принципов у сего господина, о его попойках с художником Эдвардом Мунком и литератором Августом Стринбергом в берлинском кабачке «Черный поросенок», о смерти его бывшей жены Дагни Юлль писала вся европейская пресса. И этого автора представлять на нашей сцене! Скандализованная херсонская публика выразила свое негодование прямо в зрительном зале. Свист, крики и шиканье - вот наш отпор безнравственности и символистским опытам. Наутро две уважаемые херсонские газеты разнесли премьеру в пух и прах. Кажется, господин Мейерхольд собирается покинуть наш город».

Сонный, провинциальный город не принял идей великого театрального реформатора В.Э. Мейерхольда. Но время все расставило на свои места. И наш Херсон - исходная точка маршрута грандиозной идеи «условного театра», отсюда она разошлась по всему миру. И здесь у нее есть продолжатели. Они организовали Центр им. Вс. Мейерхольда и удивляют публику своими новаторскими пьесами. Возможно, в наше ироничное время они столь же искренне верят в то, что писал Алексей Ремизов в 1904 году. Тогда эти слова не казались пафосными, тогда верили в то, что писали.

Из письма Алексея Ремизова Валерию Брюсову (январь, 1904 г.):
«В «Весы» напишу не о том, что было, а о чем мечталось в «Театре новой драмы»... Театр не забава и развлечение, театр не копия человеческого убожества, а театр - культ, обедня, в таинствах которой скрыто, может быть, Искупление».

Энциклопедическая справка
К 1902 г. творческие разногласия между К. Станиславским и В. Мейерхольдом достигли апогея. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников и уехал с ними в Херсон. Так начались «провинциальные сезоны». Здесь формировались принципы будущей системы Мейерхольда - «условного театpa». В 1903 г. Всеволод Эмильевич пригласил в Херсон своего друга, писателя Алексея Ремизова, на должность заведующего репертуаром. Алексей Михайлович определял свою должность как «театральный пастух» или «театральный настройщик с вывертом и наперекор». Он стал интеллектуальным центром театра. По его подсказке к постановке были намечены пьесы Ибсена, Метерлипка, Гауптмана и Пшибышевского. Работа шла в жестком режиме, характерном для любого провинциального театра того времени, спектакли выпускались один за другим. В 1902-1904 гг. Мейерхольд поставил около 170 спектаклей.

Нина Самойленко
«Булава».- №32-33 (835-836).- 02.09.2010.- стр.19

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page