Несколько загадок "Томатного праздника"
30.10.1997
Журнал Херсон -элита" № 6 1997
Какие загадки, казалось, могут быть у провинциального праздника, впервые прошедшего в Херсоне в этом году накануне Дня Независимости?
В области проходит достаточно мероприятий более громких, помпезных и, естественно, затратных, бюджеты которых в десятки раз объемнее и внушительнее, но... Загадки все-таки есть.
Первая: как "Томатному празднику" удалось стать событием, по меньшей мере, заметным на фоне многих других, как будто бы подобных, но тут же канувших в Лету? Не говорит ли это о качестве события?
Вторая: почему материалы о "Томатном празднике" прошли волной по практически всем средствам массовой информации в Херсоне и были подхвачены киевскими mass-media такими, как "День", "Киевские ведомости", "Час-Time", "Голос України" и др.?
Не потому ли, что праздник, развлечение по форме, по сути же, является одной из первых в Украине серьезных попыток начать наконец-то рекламную кампанию в поддержку отечественного производителя, да еще в форме мероприятий public relations? А как ни крути, именно здоровый, крепкий отечественный производитель товаров и услуг - основа экономики любого общества, претендующего на название цивилизованного, источник формирования бюджета государства.
Третья: иностранцы недоумевают, почему украинские производители (да и общество) в своем развитии даже от России отстают на 2-3 года, и начинают вкладывать средства в свою рекламу только сейчас, ведь эффект грамотных public relations неоспорим? До каких пор можно сдавать рынки сбыта товаров (особенно продовольственных) импортерам и тем самым увеличивать безработицу в своей собственной стране? Как заметил один турецкий бизнесмен: "Я не понимаю, из каких соображений ваши власти разрушают собственную экономику?".
Четвертая: почему же, если цели такие благородные, бюджет "Томатного праздника" пока такой скромный?
Может быть, потому, что наши заводы, фабрики, в основном, не обременены лишними средствами на рекламу (хотя в мире реклама считается самым первым делом для сбыта, и никому в голову не взбредет назвать рекламные расходы излишними), а от услуг фирм - представителей импортеров организаторы принципиально отказались?
Пятая: почему на "Томатном празднике" так много пива?
Наверное, потому, что для пива в августе наступает сезонный пик сбыта, но не только поэтому. Производители украинского пива быстрее других увидели для себя "свет в конце тоннеля" и в этом году заметно потеснили на украинском рынке импортеров. Отрасль встает на ноги, может быть, и другие потянутся за ней?
Шестая: но почему праздник именно "Томатный..."?
А кто еще может потягаться с Херсонщиной в выращивании этого симпатичного, яркого и бросающегося в глаза овоща? В лучшие времена Херсонский консервный комбинат кормил томатной пастой чуть ли не полстраны. Впрочем, по ходу "Овощного карнавала" пан Кавун постоянно оспаривает у пана Томата право считаться символом юга Украины. Они вдвоем и на эмблеме праздника.
Седьмая: почему студией "Артефакт" предложена сама форма "Овощного карнавала"?
Эта форма хорошо зарекомендовала себя во всем мире. Карнавалы в Рио-де-Жанейро, Гаване, Венеции, многих других больших и малых городах привлекают к себе внимание туристов. Неужели Украина не способна удивлять ничем хорошим?
Восьмая: отчего же там, где была масса забавных игр, конкурсов, розыгрышей, зрителей было сравнительно немного? Не по той ли причине, из-за которой на набережной в бассейне томатной пульпы была лишь небольшая лужица, где и повозиться участникам соревнований удалось с трудом? Да, пожалуй, это все те же дожди, что не дали вызреть традиционно богатому урожаю помидоров, и 23 августа изрядно проредили ряды зрителей.
Девятая: как при массовом скоплении людей удалось избежать инцидентов с разгоряченной публикой, без чего редко обходятся даже строго охраняемые мероприятия, а на "Томатном празднике-97" охраны не было вовсе?
Не потому ли, что собравшимся не предлагалась обычная роль пассивных зрителей, а творческая группа во главе с режиссером-постановщиком Лаврентием Николаенко смогла увлечь публику и дать ей возможность использовать свою энергию "в мирных целях"?
Десятая: какова дальнейшая судьба "Томатного праздника", есть ли у него шансы стать "визитной карточкой" нашего города - "помидорной столицы", как его иногда в шутку называют?
Организаторы благотворительного фонда в поддержку отечественного производителя "Томатный праздник" настроены оптимистически. Они считают, что одной из главных задач акции и является создание и поддержание психологии социального оптимизма у жителей Украины, которые тем скорее превратятся из обывателей в полноценных граждан своей страны, чем скорее государство станет на защиту своих налогоплательщиков.
А время, как всегда, расставит все на свои места или, по крайней мере, поможет ответить на большинство затронутых здесь вопросов. Автор, во всяком случае, такую смелость на себя не берет.