on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > Visual art > Lavinyukov Aleksandr Nikolaevich > О создании музея судостроения и мореходства в Херсоне

 

О создании музея судостроения и мореходства в Херсоне

Город начинался с крепости и адмиралтейства. До 1824г. было построено 16 фрегатов и 33 корабля с различным количеством пушек (от 66 до 110 шт).


Так выглядело  Херсонское адмиралтейство и его первенец 1783 года.

Малая глубина Днепра затрудняла строительство кораблей с большой осадкой. Поэтому в Херсоне строили только корпус, а затем его переводили в Очаков для дальнейшей достройки. После закладки на Южном Буге Николаева адмиралтейство было переведено туда.
Город продолжал работать, как порт. Поскольку проходящим судам требовался ремонт, в Херсоне действовали мастерские, производившие необходимые работы.


Херсонский порт, этапы развития

В 1853 году на базе этих мастерских братьями Вадонами в Херсоне был создан завод. Завод работает до сих пор, модернизированный и увеличенный, он располагается на Карантинном острове, на левом берегу реки Кошевая, напротив речпорта. На этом заводе сейчас ремонтируются суда Укрречфлота и других судовладельцев. Также в Херсоне есть завод, который специализировался на ремонте рыболовецких судов и китобоев. В 1936 г был заложен завод по строительству плавучих доков. Теперь это завод «Паллада». Завод строил различные доки, это первый завод, на котором начали строить композитные доки – понтон изготавливается из специального бетона, а башни - стальные. Подобная конструкция увеличивала срок службы доков, так как бетон дольше противостоит воде, чем железо. В различное время строились уникальные доки, которые имели еще и крышу, и закрывались по торцам, что позволяло проводить работы в неблагоприятных погодных условиях. В конце 40-ых в Херсоне был заложен судостроительный завод, на котором строились различные суда – сухогрузы, танкера, буровые, а также суда усиленного ледового класса, которым не требовалось сопровождение ледокола при прохождении во льдах. Построенные в Херсоне суда и доки и теперь работают под разными флагами во многих странах.


Док завода «Паллада» с микроклиматом и один из корпусов якореукладчиков построенный судозаводом для Норвегии.

Так-же Херсон является первой на юге кузницей кадров моряков торгового флота. Старейшее из училищ теперь уже гордо называется Морской академией.
На флоте есть традиция передавать имя судна по окончании его срока службы новому судну. Это коснулось и судов, носивших имя «Херсон». Название передавалось на протяжении ни одного столетия. В 1953 г на Херсонском судостроительном заводе было построено очередное судно с названием «Херсон». А к 200-летию города на этом же заводе построили новый танкер с тем же именем. Со стапеля он уходил с надписью «Херсон-200лет». В отличие от предыдущего танкера 53-го года, этот танкер был не только построен, но и спроектирован в Херсоне. Поскольку для обеспечения судостроительного завода и завода «Паллада» проектами в Херсоне было создано конструкторское бюро, которое получило название ЦКБ «Изумруд». И даже на остановке городского транспорта «Судозавод» сохранилась аббревиатура ХСПО – Херсонское судостроительное производственное объединение, в которое входили судозавод, завод «Паллада» и ЦКБ «Изумруд». Суммарный тоннаж танкеров, построенных на судозаводе и спроектированных ЦКБ, превышает 1 миллион тонн.


1978г. Танкер «Херсон»

На данный момент это история, потому что заводы уже работают отдельно. На каждом из них и в ЦКБ есть свои музеи, в которых представлены модели построенных или спроектированных судов и доков. В конце 90-ых - начале 2000-ых годов судозавод находился в нерабочем состоянии. «Паллада» достраивала оставшиеся у нее еще доки. После приватизации судозавода на нем начало возрождаться судостроение. Была проведена модернизация, которая позволяла заняться судоремонтом. Поэтому на завод, где строились корпуса и модернизировались суда, приходили в ремонт и построенные здесь танкера.

Кроме названия «Херсон», на борту судов есть и имена херсонцев. Одно из них (Д. Котюженко),  названо в честь директора завода «Паллада», а в речном порту можно было увидеть судно «Капитан Скакун», теперь судно стоит в одном из затонов Днепра. Капитан Скакун был капитаном этого судна, и по просьбе моряков судно было переименовано в его честь. До появления автомобильного Цюрупинского моста судно обслуживало перевозки между Херсоном, Голой Пристанью и Цюрупинском.


«Капитан Скакун» в порту

Во многих портах на вечной стоянке стоят исторические суда. Англичане сохранили «Викторию» адмирала Нельсона, в Японии построена модель линкора в 10-ом масштабе, которая размещается в многоэтажном здании, что позволяет рассмотреть линкор от киля до клотика.


Модель линкора в Японии

В Херсоне на набережной находится памятник Первым корабелам. Почему бы возле этого памятника не поставить на вечную стоянку пассажирское судно «Капитан Скакун», организовав в нем музей судостроения и мореходства в Херсоне. А если поднять его на сушу, то также можно было бы рассмотреть его от киля до клотика.

На бывшем заводе Вадона уже несколько лет стоит казацкая чайка. Почему бы не переговорить с ее хозяевами и поставить как экспонат на набережной города рядом с памятником корабелам. А для лучшей сохранности – сделать для нее павильон, так как дерево долго не живет.


Казацкая чайка и первые корабелы.

О таких музеях могли бы рассказывать туристы побывавшие в нашем городе.

Александр Лавинюков

Публікація першоджерела мовою оригіналу

 

 

2. 20.11.2023 06:15
Глеб
Козацкая чайка, а не кАзацкая
1. 24.04.2020 11:57
сергей
Добрый день. Я хозяин чайки которая стоит в заводе Вадона. Идея замечательная. Готов обсудить вопрос передачи чайки под музей.

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page