on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Falz-Fein Edward Aleksandrovich > "Обнимаю тебя кругозором..."

"Обнимаю тебя кругозором..."

12.10.2005

"...Дедушка научил меня русскому языку, русской истории, и это он виноват в том, что я так люблю Россию. Несмотря на то, что нас лишили гражданства, все имущество отобрали, бабушку зверски убили... Меня всегда гнали из советского посольства, но у меня никакой обиды нет, в одно ухо влетает, в другое вылетает. Русские эмигранты меня так ругали: « Ты дурак, помогаешь им, а что они с нами сделали...» Но я перевернул страницу. Что было, то было. Родина тут ни при чем, все пострадали от этой проклятой революции - и те, кто уехал, и те, кто остались".

Так говорил в одном из своих бесчисленных интервью один из самых известных людей Лихтенштейна, да и вообще всей Европы, и уж, во всяком случае, человек, давно и прочно завоевавший титул одного из самых щедрых меценатов русской эмиграции. Барон Эдуард Фальц-Фейн.
Перечислять все, что сделал он для России и Украины, совершенно бессмысленно. Благодаря ему в Третьяковке хранится портрет Кутузова, а в Воронцовском дворце в Крыму - портрет другого Светлейшего князя, Григория Потемкина -Таврического. Именно Фальц-Фейн выкупил для новой России архив следователя Соколова, проводившего по приказу Колчака розыск по делу о казни семьи последнего русского Императора. Для Советского, а ныне Российского Фонда Культуры барон приобрел картину замечательного художника Клавдия Лебедева «Боярыня выбирает узор для вышивания», а в Калининград ушел закупленный также Эдуардом Александровичем архив Георга Штейна, немца, когда-то воевавшего на Восточном фронте и отдавшего жизнь собиранию документов по истории Янтарной комнаты. Штейн очень остро чувствовал свою вину перед Россией и очень хотел искупить грехи своей страны.
А дедушка, о котором говорил Фальц-Фейн, - это Николай Епанчин, один из последних директоров пажеского корпуса. И именно он на всю жизнь оставил завет внуку, что его подлинной Родиной всегда была, есть и будет Россия.


Эдуард Александрович Фальц-Фейн. Невероятная траектория его жизни, рассказ о фантастической коллекции барона, ряд реликвий из которой принадлежали Николаю II и Александре Федоровне, история о том, как этот невероятный человек увековечивал память Суворова в Швейцарии, ставя памятники на местах альпийского похода великого полководца и выпуская марки с изображением генералиссимуса, - стали одной из центральных тем нового (3-го за 2005 г.) номера журнала «Русское Искусство».
Журнал этот, выпускаемый издательским домом «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», за короткое время стал одним из самых престижных художественных изданий России. Редакция, возглавляемая известным искусствоведом Ольгой Костиной, сумела вывести «Русское Искусство» в первый ряд российского искусствознания. Не стал исключением и последний номер, посвященный русскому художественному и историческому наследию в Швейцарии.


Наряду с описанием сокровищ Фальц-Фейна, здесь можно прочесть и о других реликвиях императорского дома, связанных с именем царя-освободителя. Они хранятся в семье правнука венценосного реформатора, принца Георгия Юрьевского, чья прабабушка, княгиня Долгорукова, стала сначала тайной, а потом и венчанной спутницей жизни Александра II. Специально для корреспондента «Русского Искусства» Георгий Александрович показал и разрешил впервые воспроизвести неизвестные до сих пор портреты и медальоны Александра II.
Наверное, уже один такой материал мог бы «вытащить» целый номер, но авторы «Русского Искусства» предлагают целую россыпь шедевров, доселе малоизвестных, или просто опубликованных впервые. Здесь и целая серия шедевров отечественной графики - рисунков на евангельские темы Николая Ге, собранных женевским коллекционером Кристофором Больманном, и мощные сочные работы тульской художницы Марианны Веревкиной, завершившей свой жизненный путь среди швейцарских Альп в 1938 году. Настоящим подарком для ценителей прекрасного станет статья о Женевском музее современного искусства Пти Пале, украшением которого стали работы выходцев из России, составивших славу мировой живописи, - Ларионова и Гончаровой, Шагала и Сутина. А как не упомянуть также ставшего одним из героев журнала салонного пейзажиста Александра Калама, писавшего в середине XIX века швейцарские озера и сосны. Спрос на его работы был таков, что он толком ничего не успевал закончить, - заказчики буквально вырывали у него картины с еще непросохшей краской. И как не открыть статью о блистательном постимпрессионисте Николае Тархове, умершем в 1930 году под Парижем, или погрузиться в мир поисков рисунков и портретов Кипренского, сделанных нашим великим портретистом во время его путешествия по Европе в 1816 году.


«Обнимаю тебя кругозором», - писала Марина Цветаева об альпийских горах своему другу Анатолию Штейгеру, проводившему из-за болезни слишком много времени в санаториях. Кругозор русской Швейцарии огромен, и сколько еще предстоит всем нам открывать и открывать шедевры, созданные нашими соотечественниками на других берегах, в том числе и в этой красивой стране.

Автор - Виктор Леонидов.
«РОССИЙСКИЕ ВЕСТИ»


http://rosvesty.ru/1790/culture/?id=84&i=3

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page