on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Music > Musical formation on Khersonshchine > Она полвека (!) преподаёт хоровое пение


Она полвека (!) преподаёт хоровое пение

Молодой звонкий голос, стройная фигура и горящий взор… Никогда не скажешь, что преподавателю хорового пения Херсонской музыкальной школы № 4 Наталье Липаре 3 июня исполнилось 75 лет! Секретами молодости, радостями и горестями прожитых лет она поделилась с читателями «Субботнего выпуска»

- Наталья Николаевна, когда вы начали петь?
- Петь я начала с раннего детства, я любила это делать всегда и везде. Образно говоря, у меня рот не закрывался. Родилась в Полтавской области, на хуторе Терны. В нашем селе школы не было, приходилось ходить 4 километра в школу, да еще во время войны. А после 4-го класса – 7 километров в другое село. Мама жгла мне костры в родном селе, чтобы я не заблудилась. И чтобы было не так страшно, я всю дорогу туда и обратно пела. Мама учила меня народным песням: украинским и русским. Я засыпала под ее пение.

- Как сложилась ваша жизнь после школы?
- Я 50 лет преподаю хоровое пение. В 1958 году поступила в Херсонское музыкальное училище на хормейстерский факультет. Училась у ныне покойных супругов Олейниковых – Николая Васильевича и Риммы Моисеевны. Через 4 года занятий, 15 августа 1961 года, меня распределили во вновь открывшийся филиал Каховской музыкальной школы в Нижних Серогозах. Я преподавала и сольфеджио, и фортепьяно, и хоровое пение. Была заведующей филиалом, пока нам не прислали пианиста и баяниста. Потом еще 4 гола читала сольфеджио и учила детей петь в хоре в Цюрупинской «музыкалке». Затем, когда родился мой старший сын, я перешла работать в музыкально-хоровое общество. В то время были такие общества при общеобразовательных школах, где дети учились петь хором.

Потом была Белозерская школа, откуда меня пригласили преподавать хоровое пение в Херсонскую музыкальную школу № 3. Николай Тереньевич Белый – директор 3-й музыкальной школы – тогда сказал: «Все, Липара, собирайся! Завтра я тебя жду в Херсоне!» Так с 1970 по 1984 год я там работала, а с 1984-го по сегодняшний день – в 4-й музыкальной. Я работала и с хором старших классов, и младших. И на всех конкурсах мои хористы занимали призовые места в тройке победителей.

- Как получалось петь хором в 1990-е годы? Какие песни поете сейчас?
- В моем репертуаре всегда есть и патриотическая песня, и духовная, и лирическая. Вот на последнем конкурсе в Херсоне мы пели «Молитву за Украину» и «Разноцветные листочки». А сейчас поем и народные, и современные песни. Но в 1990-е годы, когда пению стали обучать за деньги, мы вынуждены были принимать на обучение детей без голоса и слуха. Кто приходил, тому и кланялись. Но, если ребенок старался, потом у него получалось петь.

- Пошли ли по вашим стопам ученики?
- Да, например, Татьяна Ивановна Чепурная работает в Херсонском музыкальном училище. Другая моя ученица работает директором Цюрупинской музыкальной школы. У них высшее консерваторское образование. Есть и последователи. Многие мои ученики приводят ко мне своих детей и внуков. В моем же хоре работает хормейстером Оксаночка – моя ученица. Светочка работает преподавателем музыки в школе № 27.

- Голос – это врожденное свойство голосовых связок или приобретенное?
- Голос – это врожденное строение голосовых связок, создающее определенный тембр и чистоту. Но голос при тренировках развивается. Например, мальчики, приходя в хор, первый год «гудят», а потом у них голос приобретает чистоту, дыхание и голосовые связки укрепляются, «гудочки» уходят, и они начинают петь хорошо.

- Существует мнение, что пение благоприятно влияет на здоровье. Действительно ли пением можно излечить различные заболевания и даже похудеть с его помощью?
- Слава Богу, в свои 75 я на здоровье и лишний вес не жалуюсь! И всё благодаря пению. Секрет здоровья кроется в правильном дыхании. Люди дышат грудью, а это неправильно. При таком дыхании кислород в полном объеме не доходит до всех уголков нашего организма. Нарушается кровообращение и сосудов головного мозга, и легких, и печени, и почек. Надо дышать правильно, с участием и легких, и диафрагмы. Правильное пение – это прежде всего правильное дыхание, и только при нём вырабатывается четкий звук гласных и согласных, омываются кислородом все органы и системы. У меня есть 5 упражнений, развивающих дыхание. Недавно я узнала, что их применяют в йоге. Каждому органу соответствует определенный слог, пропевая который, вы восстанавливаете работу каждого органа и организма в целом. Очень полезно петь мантры (мантра – священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих; обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. – Прим. ред.), только правильно. Они, пропетые в определенной вибрации, тоже восстанавливают работу организма.

- Нужно ли петь песни новорожденным детям?
- Обязательно – и не только новорожденным, но и еще нерожденным. Пение укрепляет здоровье матери и ребенка, укрепляет их незримую связь. Раньше в сёлах пели деткам песни – не только потому что так выражали свою любовь к ним. Песней воспитывали, с ними проводили различные обряды. Ведь в песне, как и в сказке, есть образ, который в чистом детском сознании запечатляется навсегда. Именно эти образы и формируют сознание и поступки ребенка всю жизнь. К тому же дети пели, продлевая связь с родом, прививая любовь к родине, к семье. А сейчас я почти не вижу мамочек, которые поют своим детям..

Светлана Радомская
«Субботний Выпуск».- № 25 (553).- 15.06.2012.- стр. 5

http://www.grivna.ks.ua/ona_polveka__prepodaet_horovoe_penie.htm

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page