on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Visual art > Futurism in Khersonschina > «Панкратьевский мост» в Париже

 

«Панкратьевский мост» в Париже

19.02.2004

И это ещё не всё! Оказывается, в столице Франции есть не только знаменитый забалковский мост, но и «окрестности Херсона».
В этом нет никакой виртуальности или мистики: просто так называются картины, написанные нашим земляком Владимиром Барановым-Россине (основоположник русского и западно-европейского авангардизма в живописи), которые хранятся в частном собрании в Париже.

Авангардизм - условное наименование художественных движений, объединявших художников XX века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики и разрыв с устоявшимися традициями реализма. В 1905-1930 годы в авангардизме были разные течения: модернизм, фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм.

Первые азы работы кистью и палитрой 15-летний Владимир освоил в Одесском художественном училище. И только в последующие четыре года (1903-1907) учебы в Петербургской Академии художников он в полной глубине познал тайны живописи. Именно в Петербурге Баранов познакомился с бунтарской живописью, противопоставляющей себя реализму.

В 1907 году с планшетом, полным работ нового направления, Владимир возвращается в Херсон. И надо же такому случиться, что именно в это время наш город становится чуть ли не центром футуризма России. Дело в том, что в бывшей центральной экономии имения графа Мордвинова Черная Долина (сегодня село Чернянка, Каховского района), где родились Давид и Владимир Бурлюки,сформировалась футуристическая группа «Гилея».

Из семейной творческой мастерской Чернянка превратилась в мастерскую всего русского авангардизма, в «главный» штаб футуризма. Здесь работали, дискутировали, мечтали, сочиняли манифесты в общем, творили новое искусство. Одни имена чего стоят: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Бенедикт Лифшиц. Выставлялись футуристы в гимнастическом зале Народного дома (здание бывшего Дома офицеров, Перекопская, 9). Во время вернисажей в Херсоне они гурьбой проживали на Волохинской (сегодня - улица Краснофлотская, 36).

Если в 1907 году в Народном доме экспонировались только произведения Давида и Владимира Бурлюков, то в 1909-м на выставке «Beнок» (имелся ввиду цвет художников авангардистов России) были представлены работы Аристарха Лентулова, Александра Экстера, Алексея Явлинского и среди них - полотна Владимира Баранова.

Через два года в том же Народном доме состоялась выставка авангардистов под громким названием «Международная выставка "Салона" Владимира Издебского», Среди полутора десятков лучших художников России имя Баранова не значилось.

Да это и понятно: еще год назад Баранов выехал во Францию, считая, что только там он добьётся всемирного признания. Тщеславный художник опроверг поговорку, что лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе. Взяв себе псевдоним Даниель Россине (желание называться все же русским) Баранов выставил свои работы в парижском "Салоне независимости». Успех превзошел все его ожидания. О нём писали почти все столичные газеты. Поэт Гийом Аполлинер даже посвятил его творчеству небольшой панегирик. Но высшей степенью удовлетворения тщеславия художника было то, что его полотна экспонировались рядом с картинами Анри Матисса.


Весь мир по сей день восхищается картинами Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Поля Сезанна. В своё время не обошлось без критики в адрес их творчества. Лишь только в бывшей стране Советов сам глава государства (начало 1960-х годов) Никита Хрущев смог приказать снести бульдозерами выставку талантливых советских художников-абстракционистов, обозвав их при этом «пидарастами».

После буржуазной революции 1917 года художник вернулся в Россию. Баранов увлекался всем новаторским, что происходило в искусстве. Узнав о синтетических произведениях Александра Скрябина, в которых объединились бы музыка, слово, танец, краски света и даже ароматы (?), он загорается воплощением этого в жизнь. Владимир Давидович с помощью техников создаёт «оптофон» (оптика - свет, фон - звук). На обычном концертном рояле звуки музыки сопровождались гаммой цветов спектра белого света. В 1923-1924 годы Баранов дает два цветовизуальных концерта фортепианной музыки: в театрах Всеволода Мейерхольда и Большом в Москве. В исполнении Баранова прозвучали два произведения Скрябина «Поэма экстаза» и «Прометей», в которых впервые в истории музыка сопровождалась цветным изображением: каждой клавише соответствовал световой оттенок цветовой гаммы.

После утверждения большевика-ми во всех видах искусств социалистического реализма Баранов окончательно эмигрирует во Францию. Во время Второй мировой войны талантливый художник, скульптор, музыкант Владимир Баранов-Россине погиб в одном из нацистских концлагерей.

Александр СКОРОХОД
Газета «Гривна» 19 февраля 2004 г.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page