Парижу - Панкратьевский моет, Европе - светомузыку открыл уроженец ... Херсона!
Парижу - Панкратьевский мост, Европе - светомузыку открыл уроженец ... Херсона!
Вряд ли кто-то из посещавших одну из частных коллекций полотен живописи в Париже, где ему приметилось изображение старинного моста, подозревал: работа эта принадлежит кисти уроженца захолустного для них городка на юге Украины - Херсона. Как, собственно, что оттуда же и «привезён» сам мост. А вчера-сегодня музыкальные коллективы, удивляющие любителей прежде всего рок-музыки еще её и световым сопровождением - к примеру, «Спейс», «Пинк Флойд» - вряд ли осведомлены: то, в чём они считаются непревзойденными мастерами, еще в начале минувшего века продемонстрировал... херсонец Баранов!
О том, что художник скульптор, музыкант Владимир Баранов - Россине (приставку к своей отеческой фамилии он сделал во Франции) родился именно в Херсоне, мы узнаем из альманаха «Неизвестный русский авангард» СМ., 1992). Там ему в одном ряду с такими всемирно известными художниками как Малевич, Филонов, Бурлюк посвящен целый раздел. Биография Владимира Баранова-Россине сопровождена несколькими яркими и красочными репродукциями, которые не возможно, понятное дело, воспроизвести в газетном черно-белом варианте.
Каким же образом жизненная стезя привела нашего земляка в Париж, где он, собственно, и стал еще более известен?
Итак, родился Владимир Федорович Баранов в Херсоне 1 января 1888 года (в нынешнем году, кстати, исполнилось 118 лет со дня его рождения!). Далее известно, что учился он художественному ремеслу вначале в Одессе (1902-1903), а затем в Петербургской Академии искусств (1903- 1907). Будущий профессиональный художник, естественно, навещает своих родителей в Херсоне. Здесь он и делает несколько городских этюдов, среди которых и Панкратьевского моста. (Но каким образом этот этюд попал в Париж - загадка).
В 1910 году Владимир Баранов едет в Париж (и везет туда упомянутый этюд?), а вскоре, в 1913 и 1914 годах, там же выставляет свои работы в «Салоне независимых» - работы, выполненные уже в достаточно авангардной манере. Именно там они были замечены известным французским поэтом Гайомом Аполлинером, назвавшим земляка ни много ни мало «французским футуристом».
Возвратившись в Россию после Февральской революции и имея уже двойную фамилию Баранов-Россине, художник выставляет свои картины совместно с русскими художниками-авангардистами в Москве и Петербурге.
В этот же период, развивая идею композитора Скрябина, Владимир Баранов-Россине и создает «оптофон» (оптика - свет, фон - звук) - тип светового фортепиано. Помимо этого, достоверно известно: первых два световизуальных публичных концерта наш музыкант дал в театрах Мейерхольда и Большом в Москве.
Собственно, справедливости ради заметим: первым в воображении музыку в цветосвете увидел и услышал Александр Скрябин. Но выдающийся россиянин умер молодым (1871/72-1915), так и не успев осуществить своего замысла - воссоединить музыку со светом. Последний заключался в том, что каждой музыкальной ноте соответствует определенный цвет спектрального расположения света белого. Тем более, что тех и других по семь, и оба они волнового происхождения.
Со сворачиванием НЭПа и с началом становления метода социалистического реализма в искусстве Владимир Баранов-Россине в 1925 году эмигрирует во Францию. Там он опять становится любимцем монмартровской богемы, а вскоре и признанным художником французского и европейского модернизма. Не понадобилось искусство Баранова-Россине нам, понадобилось французам.
Согласно одних источников Владимир Баранов-Россине умер в гитлеровском концлагере в 1942 году, согласно других - в 1944-м.
Ну, а что мы знали о нашем земляке до сегодня?
Валерий Палий.
Газета "Таврійський край", 16 марта (№10), 2006 год
Публікація першоджерела мовою оригіналу