on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > Visual art > Strekalovskiy Nikolay > Погружение в неизведанное

Погружение в неизведанное

01.06.2006

Подводная съемка содержит как бы оттенок инопланетности. Морская стихия, наверное, - самая неизведанная стихия нашей обжитой планеты. Но всегда находятся те, кто, невзирая на любые препятствия, открывает ее тайны для нас. И мы выражаем им свою за это признательность.

Николай Стрекаловский - один из немногих оставшихся в строю ветеранов подводной фотографии в Украине. Он начал снимать пол водой еще в те безыскусные времена, когда этот вид фотографии считался военно-прикладным видом спорта и его курировал ДОСААФ.

Николай продолжает заниматься фотосъемкой, в том числе подводной, и сейчас. Он - член НСФХУ, заслуженный художник Международной федерации фотоискусства (EFIAP), CEDIP. Участник и призер иностранных и отечественных выставок. Его работы публиковались в украинской и зарубежной прессе. Боксы и свет для подводной съемки делает сам, пока...

«В начале 60-х гг. прошлого века человечество познало вкус погружений в загадочный подводный мир. Б бывшем Советском Союзе этот вид деятельности мгновенно обрел необыкновенную популярность, особенно в приморских районах. Но вот соответствующего снаряжения для таких занятий было практически не достать. Даже в начале 70-х, когда появилась подводная фотография, - акваланги были, а хороший гидрокостюм считался редкостью. Что уж говорил о боксах для фотоаппаратов, если даже груза отливали собственноручно. Поэтому первые боксы были самодельными - нужда заставила. Чуть позже появились не большие партии боксов проявленного образца, но они подходили для строго определенных достаточно простых камер, а техника у всех была разная. За рубежом в те времена профессиональные боксы делались на заказ, но это удовольствие было доступно лишь подводникам уровня Кусто».

Поэтому вся серьезная подводная фотография начиналась в те годы с конструирования самодельных боксов, что требовало серьезных инженерных и технических навыков. Боксы под известнейшим (в узких кругах) брендом «Николай Стрекаловский» исправно несут службу у многих фотографов-подводников. Автор, кроме того, занимался изготовлением боксов для видеокамер, а также для устройств подводного света - вспышек и фонарей, элементов питания к ним. Но и сейчас, в цифровую эпоху, Николай не собирается завершать свою «боксовую самодеятельность».

«Дело в том, что достаточно разнообразные (под разные виды фототехники) боксы появились в свободной продаже относительно недавно. По соотношению цена/качество фирменные изделия поначалу оказались недоступны большинству профессиональных фотографов, по крайней мере в Украине. Сложилась такая ситуация: аппаратура для относительно сложных задач съемки - очень дорогая, а та, что доступна, - не отвечает профессиональным параметрам.

Мне же приходилось делать профессиональные фото- и видео-боксы со светом для глубин более 100 м, а это требовало специфических технических решений».

Цифра спускается под воду
Еще совсем недавно под водой снимали пленочными камерами. Николай использовал «Зенит», «Практику», его любимым объектом был «Зенитар» 2,8/16. Естественно, появление цифровых фотокамер и перспективы, которые открывали новые технологии в подводной фотографии, не могли оставить его равнодушным.

«Когда на смену первым цифровым камерам пришли новые, более совершенные модели, я начал мечтать о подводной съемке на цифру - преимущества этой техники были очевидны. Нет нужды детально останавливаться на данном вопросе. Мнения профессионалов на этот счет однозначны.

Весной 2003 г. я приобрел Olympus С 4000 и «забоксировал» его буквально за месяц. Уже в мае я нырял с новым боксом на Тарханкуте. Сказать, что был потрясен результатом, - это ничего не сказать. Увиденное буквально перевернуло все мои предшествующие представления о возможностях фотографии, невероятно расширило творческие горизонты. Теперь не нужно стало бороться с неподатливой средой, изводя метры пленки в поисках одного удачного кадра. Отныне ты - хозяин цвета и композиции. Это особенно важно, когда твои «модели» - подводные обитатели. Они не могут спокойно позировать перед камерой, а норовят улизнуть за камень или зарыться в песок...

Вслед за цифровой камерой появилась возможность обработки снимков в Photoshop. Многие «шедевры» прошлых лет, к сожалению, захотелось отправить на свалку истории. Если раньше получение 2-3 хороших кадров за фотосессию (конечно, у каждого фотографа свои критерии оценки качества) можно было считать удачей, то теперь на дисках копится информация, которую не всегда успеваешь обрабатывать, -ведь каждое погружение приносит что-то новое. Почти все снимки для «подводной» части своего фотоальбома «Тарханкут - грань двух миров» я сделал за один сезон в 2003 г. Конечно, достоинства цифровых камер прекрасно проявляются и при «надводной» съемке, но у нас сейчас другая тема».

Подводные советы
Два года назад Николай Стрекаловский выпустил книгу «Тарханкут - грань двух миров» (см. DP №9/2005).

Напомним, фотоальбом посвящен части побережья Тарханкутского полуострова - одного из красивейших и еще не исковерканных цивилизацией уголков Крыма, своеобразной «Мекке» отечественного подводного туризма. В альбом вошли и подводные, и надводные фотографии. На наш взгляд, автору удалось показать удивительную гармонию двух стихий и их исконных обитателей.

Надо отметить, что мы не зря назвали полуостров Тарханкут местом паломничества подводных фотографов. Этот чудный уголок природы хорошо известен украинским «подводникам» (и не только украинским) - и ветеранам, многие из которых именно здесь отсняли свои лучшие фотосессии, и начинающим фотодайверам. Что же посоветовать новичкам, выбравшим не экзотику теплых вод Красного моря, а скромную красоту Черного?

«Подводная фотография - очень интересный, а главное полезный вид творчества. Дайверы, вооружившись современной фототехникой, наконец смогут поделиться с ближними предметом своего поклонения не только с помощью речи и жестов («видел щуку во-от с такими глазами и акулу - во-о-от с такими зубами!»), но и показать, как хищники выглядят в своем естественном окружении. А еще - сохранить и унести с собой в холодный зимний мир кусочек подводной сказки не только в памяти, но и на более долгоживущих носителях.

Для сухопутного фотографа подводный мир - это широчайшее поле деятельности, на котором его ждут необыкновенные открытия. Вода - среда иная, нежели воздух, имеющая другие физические свойства. Она диктует свои законы, но и предоставляет иные возможности реализации творческих замыслов. В результате можно достичь новых спецэффектов и оригинальных художественных решений.

«Для сухопутного фотографа подводный мир - это широчайшее попе деятельности, на котором его ждут необыкновенные открытия».

Больше всего повезло тем, кто не умеет ни плавать, ни фотографировать - у них есть возможность научиться и тому, и другому. Их ждет множество приятных открытий».

С чего лучше всего начинать дайверу?
«Прежде всего советую купить не самую «навороченную» цифровую камеру, среднего класса, желательно вместе с боксом. Почему не самую «крутую»? Во-первых, в ходе обучения лучше двигаться от простого к сложному. Я знаю случаи, когда человек приобретал дорогой подводный фотоаппарат с таким количеством функций, что не мог самостоятельно в них разобраться. Для работы с подобной техникой необходимо предварительное обучение, кстати, тоже не бесплатное. Во-вторых, проще будет делать бокс, если придется «боксировать» (или осуществлять съемку) самостоятельно. Ну и в-третьих - это значительно дешевле. Научитесь уверенно снимать, увлечетесь - приобретете профессиональную камеру. А если вдруг не понравится, надоест? Деньги-то уплачены...

В принципе, сейчас можно купить камеру, удовлетворяющую любым требованиям и соответствующую вашему уровню профессионализма, - были бы деньги. Ко многим фотоаппаратам выпускаются штатные боксы и вспышки.

Кстати о вспышках. Сразу же надо подумать об освещении. Вам уже известно, что толща воды по мере увеличения глубины поглощает все цвета спектра, начиная с красного. Без применения искусственного света можно снимать только у поверхности и на небольшой глубине (1,5-2 м) в ясный солнечный день. Свет - это, как минимум, выносная вспышка и фонарь. Фонарь необходим для съемки в пещерах, гротах, для глубинных погружений на затонувшие объекты (рэки).

Если же вас привлекают подводные обитатели, нужно помнить, что время наибольшей активности многих из них - ночь. А при ночных погружениях без фонаря вы рискуете просто не обнаружить объектов съемки.

Сделав бокс к первой цифровой камере, я фотографировал с фонарем, пока не приобрел вспышку».

Отечественные особенности
«В Черном море вообще снимать сложно: вода темная, преимущественно бутылочно-зеленого цвета (в отличие от южных морей, где вода более синего оттенка). Летом масса микроорганизмов, особенно ночью, когда они, привлеченные светом, буквально лезут в кадр. Последние годы вода вообще редко бывает прозрачной - сказывается антропогенный фактор. И вся эта муть, подсвеченная лучом вспышки, может проявиться на фотографии в виде так называемого «снега». Умело подобранные и правильно сориентированные осветители помогут ликвидировать взвесь, a Photoshop придаст воде желаемый цвет.

Замечу, что в некоторых случаях «снег» не помеха. Например, яркому, но статичному объекту макросъемки (актиния, ракушка) не всегда нужен пестрый фон или глубокая перспектива - это отвлекает внимание от главного. На черном фоне он смотрится эффектнее. Но в этом случае иногда исчезает ощущение среды. Вот тогда микроорганизмы или пузырьки воздуха в луче света оживят кадр, придадут ему динамики.

Еще необходимо помнить - чем глубже вы ныряете, тем меньше освещенность и больше перепад между освещенными и затененными местами. Это, в свою очередь, требует увеличения выдержки, уменьшения диафрагмы или увеличения чувствительности. Последнее приводит к появлению «шумов» в тенях. Чтобы минимизировать эти недостатки, нужно использовать более сильный свет и стараться зафиксировать камеру, тогда можно будет увеличить выдержку без ущерба для резкости. Конечно же, очень рекомендуется применять современные «малошумящие» модели, поддерживающие высокие значения чувствительности ISO. Поможет и функция стабилизации изображения, которая все чаще и чаще встречается даже в бюджетных камерах.

И еще одна маленькая хитрость. Если вы погружаетесь, допустим, на рэк с группой дайверов, старайтесь оказаться на месте первым, потому что после того, как там побултыхаются с полдесятка коллег, вы сможете лицезреть только облака поднятого их ластами ила.

Фотографы знают, как важно правильно осветить объект и достичь, исключительно при помощи правильного использования света, самых различных эффектов. Под водой тоже можно использовать несколько светильников, контражур, подсветку сверху, наконец. И тогда, например, полупрозрачная актиния засияет, как лампа под абажуром. В общем, хороший свет, па в умелых руках, не менее важен, чем хорошая камера.

Снаряженная безопасность
«Кроме двух основных составляющих снаряжения фотодайвера - бокса и света, есть третий компонент. Это все прочее снаряжение для погружении: гидрокостюм, ласты-маски-трубки, груза и акваланг. Не то чтобы без этого всего не обойтись - в принципе, можно (и даже очень интересно) снимать и в ручейке, и в море на мелководье, и в луже. Но если вы идете на настоящее погружение, от правильно подобранного снаряжения зависит очень многое.

Начнем с гидрокостюма. Он обеспечивает, во-первых, комфорт, во-вторых - безопасность. Комфорт во время съемки немаловажен - трудно отдаться полету творческой фантазии, стоя коленями на острых ракушках в колючей траве и стуча от холода зубами. Гидрокостюм должен быть достаточно эластичным, чтобы не сковывал движений, и теплым, чтобы вам не мерзнуть при температуре 8-10°С. Чем глубже вы погружаетесь, тем холоднее вода. Существует такое понятие, как термоклин. Например:
На поверхности может быть 25ºС, а на глубине 15-20 м - 8°С, даже летом. Причем смена температуры происходит внезапно. Кроме того, с температурой напрямую связана прозрачность воды. Почти всегда - чем теплее, тем грязнее, а для съемки чистая вода, понятное дело, предпочтительнее. Конечно, речь идет о нашем Черном море - в тропиках обычно теплее.

Отдельно остановимся на перчатках. Руки у фотографа мерзнут всегда, даже в относительно теплой воде, а уж в холодной вам просто не справиться с управлением бокса. Перчатки должны быть удобными, эластичными (пальцы может скрючить не только холод, но и плохая, жесткая резина) и не толстыми - чтобы не мешали управлять маленькими кнопками. Что же касается безопасности - костюм защитит от механических травм (острые камни, ракушки), особенно когда на море накат. Костюм предохранит вас от опасных морских обитателей. Даже в Черном море их предостаточно. И все эти «фотомодели», такие прелестные и невинные на вид, на самом деле так и мечтают цапнуть, ужалить или уколоть доверчивого фотографа. Некоторые, потревоженные светом, кидаются вперед, прямо на камеру, буквально вонзаясь в ваши руки ядовитыми шипами.

Если вы надели гидрокостюм – понадобятся груза. Их вес важно правильно подобрать - намокая, костюм тяжелеет. Маска должна обеспечивать хороший обзор, плотно прилегать. Если у вас дальнозоркость, можно сразу заказать маску с оптикой, иначе вы просто не сможете работать с монитором камеры.

Как старый инструктор подводного спорта доброй советской полувоенной закваски, хочу обратить внимание на некоторые скучные, на первый взгляд, прописные истины. Если вы начинающий дайвер (опытным «подводникам» можно не читать), постарайтесь закончить курсы. Их сейчас много и разных - UDIP, PADI, CMAS и пр. Кроме знаний, вы получите карточку дайвера, которая позволит погружаться в соответствующем клубе за рубежом, не тратя времени и денег на обучение. У нас на побережье тоже обязательно найдется поблизости какой-нибудь дайв-центр. Если предлагают, не отказывайтесь от помощи инструктора, особенно если ныряете в незнакомом месте. Помните - неприятности можно себе нажить не только в Тихом океане, но и в ближайшем пруду.

Погружаем цифру
Хотелось бы еще раз вернуться к проблеме выбора цифровой камеры для подводной съемки, чтобы уточнить некоторые детали. Техника сейчас прогрессирует так стремительно, что порой трудно остановить свой выбор на какой-то конкретной модели. Я три года снимал компактом, который на то время был весьма «продвинутым», а сейчас его можно отнести к камерам начального уровня. И вот, когда пришло время сменить его на более совершенный, у меня просто глаза разбежались от обилия вариантов. В процессе изучения вопроса о наибольшем соответствии различных камер задачам подводного фотографирования возникли некоторые соображения, которыми и хотелось бы поделиться.
Существует мнение, что для подводной съемки зеркальные аппараты подходят больше, чем компакты. Некоторые авторы настоятельно рекомендуют использовать именно их.

Действительно, зеркалки имеют множество преимуществ, главное из которых - величина сенсоров, которая положительно сказывается на фотографической широте и шумах. Зато компакт позволяет визировать по монитору, не поднося аппарат к глазам. То есть, особо не трепыхаясь (не пугая рыбу, не поднимая муть), можно почти одновременно видеть объект съемки и его изображение на мониторе. Зумы компактов вполне позволяют одним объективом снимать и ландшафты, и макро, и средний план.

Очень хотелось бы в будущем протестировать в подводном положении Olympus Е-ЗЗО, зеркальную модель с инновационной функцией визирования по монитору.

Под водой, как правило, чаще используются объективы для макросъемки и широкоугольники. За относительно небольшие деньги можно купить к компакту теле-, макро- и широкоугольные насадки.

Компакты «продвинутого» уровня имеют синхроконтакт для подключения внешней вспышки. А если вспышка фирменная -то вот вам и режимы TTL, E-TTL и т.д. Исходя из того, что не каждый подводный фотограф стремится к изготовлению бигбордов и прочей крупноформатной печатной продукции, можно обойтись и без зеркалки, особенно учитывая активно возрастающую мегапиксельность. На мой взгляд, компакт очень удобная вещь, отвечающая большинству задач. И последнее, но немаловажное для начинающего подводного фотографа обстоятельство, - комплект оборудования для компакта значительно дешевле, чем для зеркального цифрового аппарата.

Кстати, совсем недавно я убедился, что конвертор, который использовался на компакте Olympus С 4000, можно приспособить и к зеркалке, достаточно продумать крепление.

Еще хотелось бы отметить, коль мы решили, что под водой будет необходим широкоугольник - то к нему нужен сферический иллюминатор. Он должен быть сменным, так как для макро требуется плоскопараллельное стекло. Сфера для иллюминатора может быть дорогой и подешевле, может быть стеклянной или пластмассовой - главное, чтобы она была строго сферической формы, а объектив относительно нее был правильно расположен. Стеклянные сферы редки и дороги, но, конечно, качество их высоко и служат они дольше.

Считается, что капли воды с надводной части сферы из минерального стекла стекают быстрее, чем с оргстеклянные пластмассовые (акриловые) сферы тоже хорошего качества, выдерживают большие глубины, а если обращаться с ними аккуратно, предохранять от царапин, то и их хватает надолго. Характерно, что царапины снаружи сферы, если таковые появятся, не сказываются на качестве изображения. Это происходит потому, что вода нивелирует дефекты поверхности, и они становятся практически незаметны. Исключение составляет только съемка в контражуре. Напоследок добавлю, что, помимо прочего, сфера позволит попробовать себя в такой интересной и необычной технике съемки, как «сплит» (split), или съемка «в полводы».

Творим на грани стихий
Суть техники «сплит» заключается в том, что широкоугольный объектив (в данном случае оптимальное решение «рыбий глаз») находится на уровне кромки воды, разделяющей два мира - подводный и надводный. Прелесть такого вида фотографий в некоторой неожиданности, непредсказуемости результата. Здесь от фотографа зависит только качественная техническая подготовка(правильная экспозиция, оригинальный замысел, композиция и т.д.). Дальнейшее - дело случая: как волна плеснет, солнце осветит, сыграют брызги на сфере. Сплит можно снимать и в море, и в озере, паже в фонтане, главное - наличие сюжета в воде и на поверхности. Фокус нужно наводить по подводной части, которая композиционно является главной.

Экспозицию надо выбирать так, чтобы вода была чуть переэкспонирована, а воздух - недоэкспонирован. Потом, если необходимо, можно доработать снимок в Photoshop. Идеально иметь специальный видоискатель, позволяющий держать камеру на уровне груди. Снимая пленочным аппаратом, я использовал шахту, чтобы смотреть в бокс сверху. Есть еще один способ съемки, применяемый в художественной фотографии (для прикладных целей он вряд ли годится), который близок к сплиту по набору исходных материалов. Главные «действующие лица» те же - широкоугольник, сфера, поверхность воды. Но в этот раз снимаем из-под воды (у самой поверхности) объекты, находящиеся на суше.

Легкая игра водной поверхности создает фантастическое размытое изображение, сравнимое с акварелью «по мокрому». Здесь результат предугадать еще труднее, но попробовать стоит. Одна из нескольких попыток может увенчаться очень красивым и оригинальным снимком. Конечно, для подобных экспериментов подходит только тихая погода - в шторм такое не снять. Зато при наличии небольшого наката можно опробовать другую интересную тему - волны снизу. Тоже очень живописно, необыкновенно, и кроме того, масса адреналина. Будьте уверены: волна, ломающаяся на мелководье, извозит вас обо все рифы, водоросли и ракушки, закрутит до полного опьянения. Вообще же, поверхность воды - инструмент почти универсальный. Это двустороннее зеркало можно обыгрывать бесчисленное количество раз».

Творческие задачи
Николай Стрекаловский фотографирует в разных жанрах, но постановочных, студийных работу него не встретишь. Что же больше всего любит снимать фотохудожник? «Действительно, в студии я не снимаю и портреты делаю редко. Основной персонаж моих снимков - природа, и в частности вода. В самом широком смысле слова - реки, моря, болота, ручьи, фонтаны и лужи; сверху и снизу. В подводной фотографии в разные периоды жизни интересовало разное: то люди, то пейзажи, то животный мир.

Раньше мало занимался подводными объектами (рэками), а в прошлом году попробовал - и понравилось. Завораживает атмосфера тайны, корабли-призраки - свидетели давних трагедий. Люблю снимать подводные ландшафты и волны в различны ракурсах. Что же касается портретов, то это частенько автопортреты. И не потому, что страдаю нарциссизмом. Просто я люблю экспериментировать с техникой съемки, в результате физиономии получаются смешными или гротескными. Не каждый согласится на такое, вот и использую свое лицо.

Погружаясь под воду, фотограф может преследовать разные цели. Им может двигать бескорыстная любовь к иному пространству. Возможно, здесь источник его творчества, а может быть, это его работа и фотографирует он в утилитарных целях. Нужно помнить, что от поставленных задач зависит и подбор технических средств, и художественный подход-композиция, настроение, приемы съемки. В Украине немало профессиональных подводных фотографов, работающих в разных жанрах. А такие мастера художественной фотографии, как крымчанин Валерий Анзылов (НСФХУ, AFIAP) и ровенчанин Сергей Бусленко (НСФХУ, EFIAP) известны и за рубежом. Мой друг и коллега из Симферополя Сергей Денисов не только подводный фотограф, но и видеооператор. Его фильмы не раз получали международные награды.

Подводная фотография - это образ жизни, особый круг людей. Пусть не для каждого фотодайвинг станет профессией, делом всей жизни, но реализовать свой творческий потенциал, выявить художника, таящегося в душе каждого человека, вы сможете, а за одно приобретете новых друзей и единомышленников».

Журнал «Digital Photographer» июнь 2006

 

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page