on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

Портрет жены художника
 

Константин Егорович Маковский - российский живописец, родился 20 июня (2 июля) 1839 года в Москве в семье художника. Получил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1898 году стал академиком живописи. Является одним из основателей Товарищества передвижников. Работал в Украине, в Киеве, где писал картины на различные сюжеты из жизни украинцев. В Херсонском художественном музее им. А.А. Шовкуненко хранится несколько работ Константина Маковского. Наряду с «Женским портретом» в коллекции представлен живописный эскиз к картине «Перенесение священного ковра из Мекки в Каир», где с большим мастерством изображена пестрая религиозная процессия народов мусульманского Востока. Кроме того, музей располагает хорошей копией начала XX века кисти художника Шарапова с картины Маковского «Поцелуйный обряд», иллюстрирующей одно из событий романа Алексея Толстого «Князь Серебряный» и посвященной изображению боярского пира времен Ивана Грозного.


В Херсонском художественном музее я всегда подолгу останавливаюсь перед полотнами братьев Маковских. Но особенно мне интересен «Женский портрет» Константина Маковского, написанный в 1885 году. В альбоме «Південна краса України» он представлен под названием «Жена художника». Сотрудницы музея рассказали мне, что это вторая жена Маковского - Юлия. Дама, бесспорно, красивая, она излучает покой, благородство, утонченность чувств. Как нам не хватает этого в повседневной суете, в погоне за ветром, под гнетом бытовых неурядиц! Мне кажется, именно так выглядит женщина, которая купается в любви.
Об этой картине я рассказала своей доброй знакомой из Калифорнии - Лидии Петровне Курловой-Мюррей (Лидия Петровна - наша землячка, детство и юность провела на Херсонщине). Оказалось, что Лидия Петровна знает работы Константина Маковского и не раз в музее искусств в Сан-Франциско любовалась его картинами на тему старинной русской свадьбы. Это три огромных полотна, каждое приблизительно 3x4 метра. Написаны они на протяжении семи лет, связаны между собой сюжетом и героями: «Боярский свадебный пир» (1883), «Выбор невесты» (1885)


фрагмент картины Константина Маковского
«Одевание невесты к венцу»

и «Одевание невесты к венцу» (1889). В конце XIX столетия на международных выставках они были куплены и увезены в Америку иностранными любителями «боярского жанра».
Лидия Петровна прислала мне замечательные репродукции картин и лекцию мистера Steven A. Nash «Русская свадьба Константина Маковского». Это дало мне повод перечитать все, что можно было достать на эту тему в наших библиотеках. Картины можно сравнить с грандиозными историческими кинофильмами. Их отличает обилие бытовых подробностей, антикварная красота антуража. Эффектные сочетания цветов приведены в единство общим золотым тоном. Мастер погружает зрителя в стихию красоты, в мир изящных предметов и драматических переживаний. Написаны они легко, размашисто, цветисто.


Полотна посвящены женитьбе Алексея Михайловича (1629-1675), второго царя из династии Романовых. Его опекун  - богатый и влиятельный боярин Борис Иванович Морозов - предложил Алексею взять в жены Марию Милославскую, сестру своей фаворитки Анны. Но юному царю больше приглянулась Эуфемия Всеволожская. Картина «Выбор невесты» иллюстрирует момент, когда царь объявляет свое решение перед шестью красивыми родовитыми девушками и боярами, среди которых рассерженный и удивленный Морозов. Однако с того дня Эуфемия стала часто падать в обмороки. Врачи предположили у нее страшное заболевание, несовместимое с царской короной - эпилепсию. Вместе с отцом несчастную сослали в Сибирь. Хотя, вероятнее всего, она была отравлена Морозовым. Царя Алексея убедили жениться на Марии. На картине «Одевание невесты...» у ее ног - все еще незамужняя сестра Анна. Как известно из истории, позже Морозов женился на Анне, надеясь этим утвердить свое положение и власть. Но, в конце концов, коварное поведение Морозова привело к его изгнанию из Москвы.
 


 фрагмент картины Константина Маковского
«Боярский свадебный пир»

«Боярский свадебный пир XVII ст.» на самом деле - царский. Об этом свидетельствует портретная схожесть молодого человека, стоящего во главе стола, с царем. Он пытается уговорить или очаровать свою избранницу. Все гости, сидящие за роскошным столом, воодушевлены и веселы. Среди них легко узнать довольного Морозова, одетого так же, как и на картине «Выбор невесты». Он триумфально оглядывает молодоженов, но об этой паре нельзя сказать, что она выглядит счастливой. Для придирчивых знатоков следует заметить, что Константин Маковский допустил ряд вольностей: некоторые детали убранств более соответствуют XVIII столетию, нежели ХVII-му, а прически отдельных персонажей характерны для XIX века. То же касается и белого платья невесты, вошедшего в моду значительно позже изображенного времени. Возможно, автору это было неизвестно. Тем не менее, все это не преуменьшает художественной ценности полотен, занявших почетное место в истории европейского искусства и продолживших лучшие традиции русской живописи. Вместе с Ильей Репиным и Василием Суриковым Константин Маковский популяризировал национальную историю в масштабных историко-бытовых сценах.
Когда я в очередной раз внимательно разглядывала «Женский портрет» и свадебные полотна Константина Маковского, меня вдруг поразило сходство дамы в черных кружевах с Марией Милославской. Возможно, художник воплотил черты любимой жены в образе царской невесты. Может быть, ему захотелось представить свою Юлию, даму уже бальзаковского возраста, юной девушкой.

 

ЕВСТАФЬЕВА И. А.

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page