Верните деньги за билет
19.04.2007
..Верните деньги за билет! — потребовала немолодая женщина, держа за руку маленькую девочку лет пяти, по-видимому, внучку. Я невольно оказалась свидетелем этого локального протеста зрителя в фойе Херсонского театра кукол. Пока администратор послушно пошла в кассу сдавать билет, я попыталась разговорить возмущенную бабушку.
Девочке не понравилась сказка?
Как такое может понравиться? Десять минут просидели, хотя бы один человек засмеялся.— Может быть, сказка вовсе не смешная?
То-то и оно. В прошлые выходные ребенок вышел из зала весь в слезах.
Тебя что-то испугало? — спросила я малышку, которая пыталась дотянуться ручкой до большого аквариума с пестрыми амазонскими рыбами.
Нет, ответила она тихо. Мне Русалочку жалко было.
Вот вам и своеобразный критерий оценки театрального представления: десять минут зритель не смеется — плохо. Ребенок выходит после спектакля в слезах — ужасно. Задумавшись над этой формулой, я решила поговорить с творческими работниками театра, так сказать, уравнять шансы.
Наверное, не очень приятно, когда зритель требует вернуть ему деньги за билет? — спросила у главного режиссера театра Бориса Чупрыны.
Да, неприятно, — согласился он. — Но, в принципе, зритель имеет на это право. Человек приходит в театр отдохнуть, получить эстетическое наслаждение и если его ожидания не оправдались, он может тихо уйти, а может и высказать подобный протест. Но нужно обратить внимание на один момент: детский театр, в отличие от взрослого, имеет достаточно четкую градацию репертуара. Есть спектакли для младшего возраста, среднего, старшего и для семейного просмотра.
Адрес каждого спектакля обязательно указывается в афише, и прежде чем повести ребенка в театр, следует поинтересоваться, будет ли сказка «Друзья идут в Бремен», рассчитанная на возраст 8—12 лет и предусматривающая интерактивную форму общения с залом, интересна для ребенка дошкольного возраста.
Совсем другое предполагают спектакли, предназначенные для семейного просмотра. В этом случае родителям желательно просмотреть представление вместе с детьми и обязательно обсудить дома те моральные проблемы, которые были подняты в этом спектакле. Посмотрев «Русалочку» или «Гадкого утенка», ребенок наверняка станет задавать много вопросов. И в этом случае театр и родители как бы должны разделить воспитательный момент, взаимно дополняя друг друга.
Без сомнения, самая сложная и ответственная категория зрителя для театра — подростки.
Учитывая то, что для большинства подростков характерна несколько повышенная тревожность, нервная возбудимость, актерам театра кукол следует создать условия психологического комфорта, раскомплексованности, помочь ребенку средствами театра познать себя.
Ребенок начинает всматриваться в самого себя, открывать для себя свое «я». Пытается ответить на вопрос: «Кто я?», «Какой я?».
Детству нужен идеал, ребенок ищет возможность мгновенно перепрыгнуть сквозь повседневность, очутиться в мире мечтаний. Поэтому детям близка концепция чрезвычайного героя, возвеличенного поступка. Создавая героико-романтические типы-характеры, мы пытаемся удовлетворить эти потребности юношества.
Существенное значение имеет интерпретация того или другого образа. Скажем, образы Котигорошко, Русалочки, Гадкого утенка, Маленького Принца в представлениях нашего театра последних лет предстали как образы героев, способных на подвиг противостояния. Это важно в подростковом возрасте.
Подростка можно сравнить с гадким утенком. Спектакль «Другой мир» по сказке Г. X. Андерсена «Гадкий утенок» в постановке Ольги Шаламовой дает возможность подростку поразмышлять, какой ты в действительности, и помочь найти путь к самому себе.
Идут за матерью-уткой по грядке ширмы три пушистых желтых комочка, переваливаются с одной стороны на другую. А вслед - не успевает что-то долговязое, бесцветное, с длинной шеей. Рядом с ними оно особенно смешное и непривлекательное — гадкий утенок. Мать ведет своих детей представлять «ко двору», главным украшением которого была Испанская утка с красной отметкой на лапке. Этот знак наивысшего отличия давал ей право выносить приговор окружающим.
Похвалив утят, утка вымолвила: «А этот не удался, хорошо бы его переделать!». «Переделать» живое существо — для того, чтобы был, как все. И все жители утиного двора начали клевать, толкать, засыпать насмешками малыша. Утенок оставляет родной дом, блуждает в уединении по грядке ширмы. И в пустом пространстве сцены выглядит особенно беззащитным... «Кто я?», «Зачем я?» — рассуждает он. Но не находит ответа. Через страдание, сомнения лежит путь к взрослению. И в финале прекрасный белый лебедь поднимается в небо, ярким светлым пятном выделяясь на фоне черного бархата сцены. Он присоединяется к своей стае. Они летят в неизвестный мир с надеждой.
Соединяя в одно целое романтическое и комическое, спектакль пытается укрепить веру подростков в самих себя. А это так важно, когда впереди жизнь с ее дорогами и бездорожьем.
Разговор с главным режиссером заставил меня задуматься над тем, что познавательная и воспитательная функции детского театра — это не просто давно известная формула существующая, как бы, сама по себе. Это живой и сложный процесс, который беспрерывно приводит в действие совсем небольшой творческий коллектив нашего театра кукол.
Один из последних спектаклей по сказке В. Гауфа «Карлик Нос», в постановке Тамары Шумариной, поднимает очень деликатную проблему: ответственности молодых людей, подростков перед собой и обществом за свою неосознанную возрастную жестокость. Писал ли Гауф сказку именно об этом? Сложно сказать однозначно.
Думаю, важно то, как эту сказку рассказал театр, на чем акцентировал внимание зрителя. В финальной песне (слова написаны Борисом Чупрыной) актеры поют:
Очень важно нам с тобою знать всегда.
В этой жизни есть и горе и беда.
Тех, кто с нами рядом, нужно уважать,
Чтобы страшным карликом нам вдруг не стать.
Администратор театра протянула женщине деньги за билет и, извинившись, пригласила посетить следующий спектакль. Придет она в следующий раз или забудет дорогу навсегда? А, может быть, она просто ошиблась адресом?
Главное же то, что ее внучка плакала от жалости к Русалочке. Это были слезы сострадания и очищения. Восточные мудрецы называли этот момент «катарсисом». Он состоялся. Дорогу в театр девочка не забудет.
Ирина ЗЯБЛОВА,
заведующая литературной частью Херсонского театра кукол,
Новий день.-19.04.2007
Публікація першоджерела мовою оригіналу