on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Organizations > Visual art > Kherson regional museum of art by A. Shovkunenko > Во имя и ради искусства

 

Во имя и ради искусства

В нашем художественном музее жизнь бурлит постоянно. То экспозиции меняются одна за другой, то презентуют новые формы работы (детские игры, квесты, киноклуб). И в этой событийной круговерти в начале августа юбилей директора музея Алины Доценко остался незамеченным. Не от невнимания окружающих – от ее скромности.

Алина Васильевна стесняется говорить о своих достижениях. Хотя о любимом музее может рассказывать часами. И есть о чем – 37 лет работы в музее, из них 30 – на посту директора (кстати, она была одним из первых выборных директоров музеев в Украине). Искусствовед, член Национального Союза художников, заслуженный работник культуры Украины...

Это интервью мы планировали еще полгода назад, но оно все откладывалось. И вот ее долгий, но увлекательный рассказ о своем любимом детище – Херсонском областном художественном музее им. Алексея  Шовкуненко, его прошлом, настоящем и будущем.

– Алина Васильевна, в  музее жизнь бурлит, с начала года уже насчитали десятка полтора выставок, не говоря о других мероприятиях.

- Выставки  стараемся приурочить к разным событиям, юбилеям, темам. К сожалению, у нас большая часть музея закрыта на ремонт (нынешний губернатор пообещал рассмотреть этот вопрос в следующем году, надеюсь, что слово сдержит). Так что создать постоянную экспозицию, которая бы включала все произведения от иконописи XVII­XVIII веков до шедевров современного искусства, как это было раньше, мы не можем. В фондах около 12 тысяч экспонатов, а в экспозиции можно показать не больше 250­300 работ! Лучшие работы всегда в залах, но поскольку 50% площадей  закрыто, то этот минимум   используем с максимальной пользой. Мы не опускаем руки, а включаем в планы на год все самое интересное, что есть у нас, и стараемся привезти в Херсон яркие художественные проекты. Но все равно иногда случаются и непредсказуемые выставки.

– Непредсказуемые?..

– Да. К таким я могу отнести  выставку ко Дню Европы, которая открылась в мае этого года. Планировали мы  показать работы европейских мастеров только дореволюционного периода. А сделали огромный проект, расширив и временные, и географические рамки, основой которого стали работы художников стран Балтии. Все гости (на открытии были представители более чем 10 стран, а затем посетили выставку многие иностранные гости, такие как послы Латвии, Польши, сотрудники ОБСЕ и жители города) отметили оригинальность замысла.  Идея принадлежала начальнику управления культуры облгосадминистрации Светлане Думинской – она, мечтая о выставке Чюрлениса в Херсоне, озадачила меня вопросом, можно ли в Литве попросить его картины. В нашем музее Чюрлениса нет, но зато есть богатейшая коллекция художников стран Балтии. Звоню Почетному консулу Литвы в Херсоне Виктору Григорьевичу Попову, предлагаю сделать совместный интересный проект, может, и Чюрлениса попросим?.. Он как загорелся! За последние месяцы я узнала его совсем с другой стороны, не как бизнесмена, а как настоящего патриота, который готов подставлять плечо и популяризировать искусство. Он помог мне познакомиться с послами в Украине стран Балтии. К тому времени я уже знала, что в Херсоне будет проходить Черноморско­Балтийский экономический форум, его культурную программу предложили провести в музее. Учитывая это, мы сделали экспозицию, где были представлены ВСЕ страны, представители которых приняли участие в форуме. Госпожу посла Латвии Аргиту Даудзе наша коллекция просто поразила – не хотела уходить из музея. Мы очень много говорили – не только об искусстве, но и о захвате Крыма, о событиях на Донбассе, обо всем, что очень волнует латышей. Зашла речь и о том, чтобы на базе музея создать культурный центр Латвии – а тогда вопрос обмена выставками будет решаться проще.

– Так что, Чюрленис будет?

– Надеюсь. Сразу после форума Виктор  Попов ездил в Литву, мы подготовили ему информацию о литовских художниках, работы которых есть в нашем музее. После встреч с мэрами Литвы он звонит: “Если б вы знали, под каким впечатлением люди! Говорят: пусть теперь ваша директор просит и Чюрлениса!” Сказать — это еще не сделать, но будем работать. Да и кому как не нам принимать такую выставку! На Херсонщине родился и работал художник, которого называли украинским Чюрленисом — Ефим Михайлив. Это наш земляк!

– Кстати о земляках. Поддержку от них чувствуете?

– Даже сквозь годы и расстояния. Как­то еще в середине 1990­х приезжаю я в Киев и узнаю, что в Украинском Доме выгружается выставка французского художника украинского происхождения Темистокля Вирсты. Я сразу  туда. Смотрю: микроавтобус с французским номерами, люди носят упакованные работы. Снимаю свое длинное неудобное пальто и молча присоединяюсь к ним – работ много, больше сотни. Все говорят на украинском, я даже не поняла, кто французы. Когда закончили, спрашиваю, кто здесь Темистокль Вирста? Пожилой мужчина смотрит на меня: “А ви хто?” Тож кажу: “Я директор Херсонського художнього музею...” Он не дал мне договорить — кинулся обниматься. “Херсон! Херсон тут! І це ви носили картини зі мною! В мене і в думках не було, що хтось з Херсону мене знайде”. И почему вдруг известный француз вспомнил о Херсоне? А потому, что его мастерская в Париже была рядом с мастерской Михаила Андриенко­Нечитайло — этот украинский живописец, который работал во Франции, родился в наших краях. Вирста ходил к нему смотреть работы, пил чай и вино, слушал о Херсонщине, о Днепре, о виноградниках... И заочно влюбился в наш город. Когда услышал, что я из Херсона, признался, что мечтал побывать на родине Андриенко­Нечитайло. В его программу посещения Украины Херсон не входил, но он приехал, привез свою выставку и жил здесь более месяца. Вот так в Херсонщину влюбляются люди даже во Франции — по рассказам.

– А были ли такие выставки, ждать которых пришлось очень долго?

– Я 10 лет вела переговоры, чтобы привезти “Лунную ночь на Днепре” Архипа Куинджи в Херсон. Симферопольский музей предложил свой вариант оформления (в темной комнате), но мы его серьезно усилили. И даже вместо предоставленных нам мощных ламп для освещения картины купили такие фонари, которые светят ярко, но не поднимают температуру, чтобы красочный слой работы не пострадал.

– Это свидетельство европейского мышления.

– Сейчас много говорят о европейском уровне культуры — а мы давно это делаем, когда еще не было разговора о пути в Европу. Больше 10 лет назад мы реставрировали башенные куранты и записывали мелодию, и я, принимая во внимание, что рядом находятся жилые здания и кардиологический центр, попросила сделать так, чтобы куранты начинали звучать тихо в 7.30, в 8.00 – чуть громче, полный звук – с 8.30, а с 20.00 мелодия вновь начинала затухать. Мы просто чисто по­человечески понимали, что не должны мешать людям здесь жить. И куранты днем должны радовать своим голосом, а ночью – молчанием.

– А Вы сами-­то чувствуете значимость своего музея?

– Мы знаем, что нам есть чем гордиться. Коллекцию чтим и бережем. Мы живем этим. Видно, это и люди чувствуют.

– Накануне своего 35-­летия музей получил в дар какое­-то невероятное количество произведений искусства. Обычно художники стремятся продать свои работы – а вам дарили...

– Вот и мне коллеги из других музеев говорили, что такого просто не может быть, что некоторые именитые художники никогда в жизни ничего не дарят. А нам дарили – и не по одной работе. В прежние времена мы каждый год обязательно пополняли коллекцию, но вот уже лет 20 на закупки средства не выделяются, и пополняется коллекция только за счет даров. Такое положение художественных музеев печально. Перед нашим 35­летним юбилеем я обратилась за помощью к художникам, выступала перед членами Союза художников, звонила в Киев знакомым мастерам – тем, с кем училась в академии, их женам­искусствоведам, они, в свою очередь, звонили своим друзьям. На мою просьбу своими дарами пополнить коллекцию музея откликнулась вся Украина. Кто привозил, кто присылал. Дарили  работы ученики Шовкуненко, имя которого носит наш музей. Они часто к нам заезжали и оценили, какой уровень сохранности коллекции. Из поездки в Киев я рассчитывала привезти 5 картин, а привезла более 200 работ ведущих живописцев. Заходишь в мастерскую, начинаешь рассказывать о  музее, дарить альбом, показывать фотографии и художник, приготовивший одну маленькую работу – снимает со стеллажей несколько. Всего в тот период мы в дар получили почти 3200 работ – это просто фантастика. Это свидетельство того, что наш музей знают и ценят. И к 35­летию музея мы открыли роскошную юбилейную выставку из этих даров.

– А говорят, что спонсоров найти крайне сложно...

– За то время, что я работаю в музее, я никогда не отворачивалась от проблем людей – в ответ люди заболевают музеем, видя, как мы души рвем, и становятся помощниками.

– Зарплата музейных работников мала?

– Ставки смехотворные. Когда я была в Англии (дорогу и пребывание оплатила принимающая сторона), англичане не могли понять, почему я не бегаю по магазинам. А как я могу сказать, что у меня не было возможности и 100 долларов взять с собой? Бизнеса нет ни у меня лично, ни в моей семье крепкого финансового плеча тоже нет.  Другие, может, и умудряются совмещать, но я так воспитана. Папа был военным, пограничником, человеком чести и совести. Вот он и вырастил из меня пограничника, который стоит на охране искусства.

Кстати, об охране. Одно время пресса пестрела информацией об ограблениях музеев – и не только известных. Одной из основных причин участившихся краж эксперты называли отсутствие сигнализации и охраны (как следствие недофинансирования). У нас же все всегда было спокойно...

Я приложила максимум усилий, чтобы и в нашем музее создать охранную сигнализацию, соответствующую международным стандартам. Лет 15 назад были финансовые проблемы, и милиция из музеев ушла. Им просто запретили охранять объекты­должники. Вот и посыпались кражи по стране, даже погибли несколько сотрудников музеев. От нас Господь отвел. В то сложное время мы, женщины, сами круглосуточно охраняли музей. Представляете, остаться ночью один на один в такой махине, с такой коллекцией! Нас незаметно опекали. Наперекор запретам служба Андрея Григорьевича Малова днем сигнализацию отключала, а ночью включала. И еще Малов ставил под крыльцом музея машину с группой. Да, эти люди нарушали приказ, но с их помощью мы год продержались. А потом я предложила частной охранной фирме перебраться в музей со своим офисом и с пультом. За то, что они здесь находятся, они охраняют нас бесплатно. Даже тогдашний замминистра культуры специально приезжал познакомиться с директором охранной фирмы и решил наш опыт распространять по Украине.

– 37лет работы в музее, 30 лет в должности директора. Когда вам лучше работалось – в те далекие времена или сегодня?

– Сегодня. Сейчас руководители всех уровней стали честнее, не прячутся за партбилет, пыль в глаза не пускают. А раньше партийные функционеры часто пытались выбить тебя  из колеи. Но мне терять было нечего, искусствоведом я как была, так и останусь. Я не боялась за должность – боялась за музей. Вот и воевала.

– Алина Васильевна, на ближайшее будущее Вы, наверное, уже готовите что­-то яркое и необычное...

– Хотим привезти коллекцию работ “Мамайчуки” народного художника Украины Анатолия Ивановича Мельника и 14 октября открыть выставку на весь второй этаж. Мне даже уговаривать художника не пришлось. Почему? 10 лет назад он приезжал к нам на один из вернисажей. Ему очень понравился наш музей, он был поражен нашей коллекцией, нашими фондами, порядком. В ответ на мое предложение слышу: “И я бы хотел, мне так у вас понравилось”. Но Мельник – монументалист в живописи, его работы больших размеров – 2х4 метра. Главная проблема –  транспортировка. Задумалась, где бы найти деньги, чтобы перевезти работы... В эту минуту по другому телефону мне звонит председатель нашего попечительского совета Виктор  Попов. Рассказываю, какую интересную выставку мы хотим взять, но увы…, транспортные расходы нам не осилить. А он отвечает: “Не волнуйтесь – привезем”. И коль “Содружество” во главе с Виктором Григорьевичем Поповым помогает нам в транспортировке, а охранная фирма “Арсенал” во главе с Андреем Григорьевичем Маловым всегда помогает в сопровождении и охране, надеюсь, что вслед за ней удастся организовать выставку Ивана Степановича Марчука – да­да, того самого художника, которого признали одним из ста ныне живущих гениев. 

Лариса Жарких

http://vgoru.org/index.php/all-news/culture/item/12644-vo-imya-i-radi-iskusstva

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page