on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Cinema > From the history of Kherson movie > Yuri Garmash: profession of the operator - one of the best


Юрий Гармаш: профессия оператора - одна из лучших

Нет, он не родственник известного актера - нашего земляка Сергея Гармаша. Но жизнь его - тоже сплошное кино. Точнее, он сам снимает кино. Ибо он - кинооператор.

Правда, мы, зрители, хоть и смотрим на фильмы глазами операторов, но ни в лицо их совсем не знаем, ни по именам. А вот если вспомнить хотя бы некоторые кинофильмы и сериалы, оператором-постановщиком которых был Юрий Гармаш, все становится на свои места. С режиссером Иваном Миколайчуком он снял «Вавилон ХХ» (одного этого фильма хватило бы, чтобы войти в историю) и «Такая поздняя, такая теплая осень», с Олегом Гойдой - «Инспектор Лосев», «Алые погоны», с Михаилом Ильенко - «Седьмой маршрут». Плюс сериалы - «Опера-2. Хроники убойного отдела», «Адвокат-2», «Бальзаковский возраст, или все мужики сво...».

Юрий Тимофеевич - кинооператор Киевской Национальной киностудии художественных фильмов им. А.Довженко, член Национального союза кинематографистов Украины, преподает фотографию в Киевском национальном университете культуры и искусств. Юрий Гармаш был одним из членов жюри V Международного фестиваля любительского кино «Кинокиммерия», который прошел 15-18 октября.

- Юрий Тимофеевич, сегодня в Украине есть работа для операторов?
- Работы для операторов сейчас очень много - масса каналов, и на каждом требуются операторы, которые работают и в Украине, и за пределами страны. Например, на сегодняшний день на канале СТБ больше 100 операторов (я сам недавно узнал эти данные - от заочников, у которых принимал экзамены), только в Москве работает больше 12. Каналов становится все больше и больше, и на каждый требуются операторы.

- А как же кино?
- К сожалению, кино на сегодняшний день у нас почти отсутствует. Но я верю, что пройдет несколько лет, и оно возродится. Сегодня операторов готовят четыре вуза в Киеве, я считаю, что это даже много. С другой стороны, это хорошо, потому что будет происходить так называемый естественный отбор, ведь не каждому дано стать настоящим оператором. Кому-то придется быть паркетным оператором, кому-то - снимать в Верховной Раде… Это малоинтересно, в такой работе мало творчества, но она тоже необходима.

- Отличается ли оператор, работающий на телевидении, в журналистике, от кинооператора?
- Я считаю, что оператор должен быть универсальным, он должен уметь снимать все, но у каждого есть свои пристрастия. В свое время я учился во ВГИКе, мы заканчивали факультет игрового кино, но несколько человек пошли работать в документальное и достигли довольно больших успехов. Кинооператор, который занимается настоящим кинематографом, снимает на пленку, может стать видеооператором, а вот видеооператор не обязательно сможет стать кинооператором, это все-таки две разные профессии. Все зависит от человека, от его внутреннего состояния, от того, насколько он открыт этому миру, насколько мир ему открывается. Вообще, профессия оператора - одна из лучших в мире. Например, я, благодаря этой профессии, кроме всего прочего, увидел мир, проехал весь бывший Советский Союз от севера до юга и от востока до запада, побывал больше чем в 10 странах ближнего и дальнего зарубежья. А сколько новых людей встречается постоянно на жизненном пути! Это общение с актерами, с режиссерами, сценаристами… Вообще, с миром кинематографа! Общение - это самое лучшее, что может быть в этой жизни.

- И кто же произвел на Вас наибольшее впечатление?
- Бесспорно, это мой мастер Борис Израилевич Волчек, профессор ВГИКа. Он уже давно ушел из жизни, но это столп операторского мастерства советского кинематографа. Не хотел бы кого-то выделять особо, но хочу вспомнить моего однофамильца, вашего земляка Сергея Гармаша, с которым мы хорошо знакомы. Я познакомился с ним лет 25 назад, еще в те времена, когда он не был известным актером, правда, уже работал в театре «Современник». В картине «Рыжая фея» он у нас сыграл одну из главных ролей, вот мы и дружим с тех пор.

- Обратили внимание на фамилию?
- Ну да, как-то так получилось случайно. Мы даже считаем себя братьями. Хотя я полтавский Гармаш, а он херсонский. Гармаши - это казацкая фамилия по просхождению. Видимо, наши предки были казаками, пушкарями, пушка на українській мові «гармата», отсюда и Гармаш - артиллерист.

- Расскажите, как Вы, потомок казаков, пришли в кино?
- У каждого свой путь в искусство, абсолютно индивидуальный. Я с 8-9 класса начал заниматься фотографией, фотография меня и привела в кинематограф. К тому времени у меня брат уже работал на телевидении. Сперва я хотел быть авиаконструктором, мечтал поступать в Харьковский авиационный институт. Но вместо него поступил во ВГИК, и очень рад и счастлив. Вообще, я призываю талантливых молодых людей, которые занимаются фотографией, проверить свои силы на видео. Сейчас появились новые технологии, современные фотоаппараты позволяют снимать фильмы, сегодня даже некоторые профессиональные программы и фильмы снимаются на фотоаппаратуру. Так что дороги открыты…

- Не таит ли такая доступность определенную опасность? Зачем теперь профессионалы? Человек взял в руки видеокамеру, а еще лучше - телефон, и пошел снимать кино...
- Я все это воспринимаю двояко. С одной стороны, радуюсь, что появляется что-то новое, и каждый может проверить себя. Но, с другой стороны, меня страшит, что, к сожалению, пропадает таинство, которое было в нашей профессии.

- При такой доступности техники молодежь стремится к знаниям или студенты считают, что камера сама снимет кино?
- Вот в этом у меня трагедия со студентами. Я веду первый курс фотографов, и меня возмущает низкий уровень подготовки в области культуры и искусства - а это очень плохое знание литературы, музыки, театра, живописи и так далее. Так что сейчас на первом курсе я занимаюсь с ними не столько фотографий, сколько стараюсь дать им возможность почувствовать смежные виды искусства, без которых профессия видеооператора невозможна.

- Как Вы думаете, «Кинокиммерия» Вас порадует?
- Я живу желанием увидеть на этом фестивале несколько работ, которые дали бы мне почувствовать новое дыхание кинематографа. На сегодняшний день кинематограф находится на каком-то распутье - и тематическом, и идейном, и творческом, и художественном. Но я верю и надеюсь, что среди молодых людей Украины есть талантливые ребята. Я как оператор, конечно, буду больше обращать внимания на операторскую работу, я хочу увидеть талантливые операторские работы.

P.S. Юрий Тимофеевич не ошибся. Интересные работы были, в том числе - и операторские. А медаль фестиваля и диплом за лучшую операторскую работу получили земляки известного оператора - полтавчане за фильм «Етюди Гадяцького краю: Тумани Малібу, Мальованець, Шершні, Кедрівка, Пекло в раю» (режиссер Николай Торяник, телевизионная студия «Заяр - ТМ», город Гадяч Полтавской области).

Лариса Жарких
"Херсон Маркет плюс".- №42 (248).- 21-27.10.2010.- стр. 19

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page