on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новини регіону

02.10.2024, 23:28

Гурт “Антитіла” випустив кліп на пісню “Вдома” з кадрами Херсонщини

20 вересня український гурт “Антитіла” випустив кліп на свою ...
02.10.2024, 23:25

У Київській області триває виставка мисткині з Херсона “Чумацька ікона на рибі”

У краєзнавчому музеї в місті Бровари Київської області триває виставка ...
22.09.2024, 23:35

На Київському тижні критики покажуть стрічку “Редакція”

На Київському тижні критики, який відбудеться із 17 по 23 жовтня, покажуть ...

Этапы большого пути

В ноябре 2004 года докеры Херсонского речного порта переработали миллионную тонну груза. Это рекордный показатель за историю существования предприятия.

От каюка до теплохода на крыльях
Херсонский речной порт (ХРП) возник на месте пристаней, которые существовали, пожалуй, со времени основания города. А. Афанасьев-Чужинский в путевых очерках "Поездка в Южную Россию" (1863 г.) пишет: "В торговом отношении Херсон имеет довольно важное значение как центр, где сосредотачиваются лес, железо, сало, шерсть, русские фабрикаты и зерновой хлеб... С открытием судоходства по Днепру херсонская набережная покрывается двойным или тройным рядом барок, брянок, байдаков, плотов, и тогда здесь закипает сильная деятельность.

Надобно отметить, что берег Днепра от новой пароходной пристани и далеко вверх по речке Кошевой обведен широкой каменной набережной, удерживающей разлив реки и способствующей погрузке и выгрузке. Во время навигации эта часть Херсона оживлена как большим стечением народа, так и значительным количеством судов, стоящих от верфи до самой пароходной пристани. Общество пароходства построило свою собственную прекрасную пристань...".

24 декабря 1919 года было образовано управление водного транспорта в Херсоне. Затем оно несколько раз меняло свой статус. И только в конце мая 1946 года пристань "Херсон" преобразуется в Херсонский речной порт. Старожилы помнят, что в первые послевоенные годы жители Голой Пристани и Цюрупинска добирались до Херсона на веслах и под парусом. Основным назначением порта были пассажирские и малые каботажные перевозки, переработка грузов.

Шли годы. Пассажирская речная флотилия разрасталась. Тихоходные колесные паровые суда сменяли катера с дизельными двигателями. Появились паромы, самоходные баржи, суда типа "река-море". Быстроходные пассажирские суда на подводных крыльях "добегали" до Голой Пристани за 7 минут! На причалах грузового двора речпорта поднялись краны. Водные пути-дороги связывали областной центр со многими населенными пунктами в дельте Днепра. В начале 1990-х годов 54 единицы пассажирского флота имели приписку ХРП. Херсонские речники занимали второе место в Советском Союзе по объёму пассажирских перевозок (первое принадлежало Волгоградскому речному пароходству).

«Они» нам не указ
В те годы невозможно было даже представить, что ХРП сократит до минимума перевозки пассажиров. Но это случилось. В стране начались реформы: акционирование, приватизация. Резко возросли цены на горюче-смазочные материалы. К тому же, оба берега Днепра связал мост. Появились конкуренты - частные рейсовые автобусы, "газели". Пассажирские перевозки по реке становятся убыточными. Хотя во всем мире именно водный транспорт является самым рентабельным.

Расходы на содержание внутренних водных путей несоизмеримо малы по сравнению с затратами на строительство и содержание железнодорожных и автомобильных дорог, мостов, туннелей, переездов, станций, развязок. Ну, то у "них", а то у нас. В Украине за десять лет перевозка пассажиров речным флотом упала в 8 раз. Зато резко возросли объёмы автоперевозок в сфере малого бизнеса. "Пассажирские перевозки убыточны во всем мире и дотируются где государством, где из местного бюджета. У нас с этим делом туго", - так прокомментировал ситуацию заместитель начальника энергетики, транспорта и связи облгосадминистрации Борис Михайлов.

Появились и грузы, и прибыль
Главной проблемой у херсонских докеров, как у морских, так и речных, является нехватка грузов. Первейшая причина - географическое положение Херсона: далеко и неудобно возить. А значит, накладно. В журнале "Исторический вестник" за 1905 год напечатан очерк Андрея Фирсова "В Херсоне". Читаем: "Богатую будущность сулил Херсону его основатель. Действительно, положение его на большой судоходной реке вблизи моря было крайне выгодно. И Херсон сразу стал расти и богатеть. Но в 1794 году на месте деревушки Хаджи-бея возникает город Одесса. Рождение её было роковым для Херсона. Ещё больший удар последнему нанесло проведение целой сети железных дорог на юг, обходивших его...".

И сегодня основные потоки грузов идут через порты Одессы, Николаева, Ильичевска и др. В такой ситуации, в условиях рыночной экономики, "раскрутиться" весьма непросто.
Основной номенклатурой перевозимых грузов у херсонских речников является песок, щебень, металлолом, зерновые. Технические возможности порта позволяют перегружать до одного миллиона тонн грузов в год. Где их только взять? - первый вопрос. Второй: нужно обновлять технические средства. Портальные краны "работают" по 15-20 лет, а плавкраны ещё "старше". Сколько можно продержаться на профилактических и капитальных ремонтах техники? В конце-концов, может металл "устать".

Выход был найден в 2001 году, когда ОАО "Херсонский речной порт" вместе с другими родственными предприятиями на правах дочерней компании вошло в состав мощной акционерной судоходной компании "Укрречфлот". Антимонопольный комитет Украины дал согласие на приобретение акционерной судоходной компанией , "Укрречфлот" акций ОАО "Херсонский речной порт". Бывший президент "Укречфлота" Николай Славов заявил в СМИ, что присоединение речного порта к "Укрречфлоту" выгодно для обеих сторон и позволит повысить эффективность работы как компании, так и порта.

По его словам, возможности разрозненных речных портов использовались на 20-40%. Теперь же "Укрречфлот" будет направлять движение перевозимых грузов, в первую очередь, через "свои" порты. По сути, АСК "Укрречфлот" становится монополистом грузоперевозок по речной магистрали. Хорошо это или плохо - однозначно трудно ответить на этот вопрос. Увеличение грузопотока требовало модернизации, современного менеджмента. Херсонский речной порт приступает к строительству элеватора стоимостью около $3 млн., рассчитанного на единовременное хранение 35 тыс. тонн и перевалку 120 тыс. тонн зерна в год. Именно зерновые и масличные культуры являются самым ликвидным товаром Херсонщины.

Как поведал журналистам руководитель порта Григорий Вовчук, строительство элеватора осуществляется совместно с инвестором, который "намерен использовать его мощности для отгрузки зерна Г. Вовчук отметил, что до настоящего времени у порта не было возможности осуществлять перевалку зерна. Вследствие возросшего интереса экспортеров к использованию речного транспорта (из-за перегрузки железной дороги) порт построил временные мощности по перевалке зерна, которые работают по прямой схеме: автотранспорт - судно. А с введением элеватора у порта появится возможность принимать зерно непосредственно с железнодорожного транспорта. Экономические показатели у предприятия стали улучшаться. Если в 2001 году порт был в числе убыточных предприятий, то за 11 месяцев минувшего года получено 1880 тысяч грн. балансовой прибыли. У работников речпорта средняя зарплата в этом году составляет 550 гривень.

Перевозка пассажиров как благотворительность
Что касается пассажирских перевозок, то 13 судов, которые находятся на балансе речпорта, а принадлежат региональному управлению Фонда госимущества Украины, перевозят ежегодно более 500 тыс. человек (в основном, дачников). Перевозки эти нерентабельны из-за большого количества льготников. Обещания горисполкома покрывать убытки речников или не выполняются, или выполняются по схеме взаимозачетов. "Перевозку пассажиров мы рассматриваем как деятельность на благо общества, - говорит заместитель начальника речпорта Николай Филин, - ибо хлопотное это занятие и нерентабельное".
Тем не менее, не первый год возит народ по Днепру херсонская фирма "Мировая линия". Коль не разорилась - значит, выгодно.

Виталий Москаленко
«Вгору».- 13.01.2005

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.