on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > «Форма шкільна у нас, подивіться - просто клас!». Продовження. Частина 1

 

«Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!». Продолжение

В прошлом номере мы начали рассказ о старой школе: о форменной одежде и некоторых аспектах воспитания и обучения школьников в прошлом. Ныне – продолжение темы

Первоклашки в плену форменной одежды
Напомню, что с 1834 года в империи действовала строгая система гражданских мундиров. Уже тогда считалось, что форма дисциплинирует личность, тем более юную, вступающую в жизнь. Вот только не всем эта казёнщина была по вкусу, особенно в старших классах.

Пожалуй, только неискушённые подготовишки-первоклашки могли мечтать о форменной одежде, о настоящей фуражке с лаковым козырьком и ремне с бляхой! Впрочем, радость их обычно также была недолгой. Вот как описывает крушение первых школьных приоритетов известный в своё время писатель-одессит Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий»: «Петя уже ходил в гимназию. Из большого загорелого мальчика с длинными ногами в фильдекосовых чулках он, надев форму, превратился в маленького, выстриженного под нуль, лопоухого приготовишку, на гимназическом языке – “мартыхана”. Длинные суконные брюки и форменная курточка, купленные за тридцать шесть рублей в конфекционе готового платья Ландесмана, сидели мешковато, очень неудобно. Грубый воротник натирал нежную шею, привыкшую к свободному вырезу матроски. Даже пояс, настоящий гимназический пояс с мельхиоровой бляхой, о котором больше всего после фуражки мечтал Петя, не оправдал ожиданий. Он всё время лез подмышки, бляха съезжала набок, языком висел свободный конец ремня. Не придавая фигуре ничего мужественного – на что сильно рассчитывал мальчик, – пояс оказался лишь постоянным источником унизительных хлопот, вызывавших неуместные насмешки взрослых». А ведь всем учащимся строгим уставом предписывалось повсеместно появляться только «по форме» – трудно представить себе мучения вчера ещё свободного мальчишки!

«Преступление и наказание»
И всё же, несмотря на правила и строгие требования к ношению форменной одежды, в среде учащихся всегда существовало стремление к её модификации, которое многими рассматривалось как проявление своеобразного протеста против «казёнщины». Частенько гимназисты видоизменяли латунную эмблему, придавая напильником пальмовым листьям округлую форму, или стачивали углы пряжки ремня, делая её «неуставной», практически овальной формы.

Но особым шиком считалось изъять из фуражки распирающий её и придающий форму стальной обруч, вследствие чего фуражка превращалась в мятое подобие видавшего виды головного убора. А если ещё сломать посредине лаковый козырёк, чтобы придать себе вид бывалой, прошедшей Крым и Рим независимой личности… Вот тогда уж точно трёпки от гимназического начальства было не миновать. Одним из наказаний за подобные проступки и нерадение в школе начала прошлого века было следующее. Провинившегося оставляли после уроков на 2–4 часа, всё зависело от тяжести проступка. Всё это время виновный должен был простоять в коридоре по стойке смирно под неусыпным надзором школьного сторожа или дежурного учителя. Что было равносильно «смертной казни» для подвижного и активного пацана. Школа школой, а дома нарушителя ожидало «продолжение банкета», чаще всего с трёпкой за испорченный элемент форменной одежды, который нередко приходилось заменять новым.

Исключения из правил
В отношении форменной одежды учащихся можно отметить полное отсутствие в зимнем комплекте каких-либо тёплых головных уборов. В морозы поверх привычной фуражки надевали армейского кроя суконный башлык с длинными суконными же завязками. В начале ХХ века в херсонских газетах можно было найти рекламу ряда магазинов, предлагавших детскую спортивную форму, «необходимую для занятий спортом», ценой в 8–9 рублей за комплект. Впрочем, спортивная форма требовалась скорее занимающимся в спортивных секциях, а не учащимся, посещавшим уроки «орлиной гимнастики», преподаваемые в средних учебных заведениях. Гимнастикой на уроках занимались в своей обычной школьной одежде и особых требований к спортивной не предъявляли. Наверное, ещё и потому, что в начале ХХ века ничтожно малое число учебных заведений империи имело в своём распоряжении отдельные залы, подходившие для занятий спортом. В большинстве своём гимнастикой занимались тут же в тесном классе, сдвинув предварительно тяжёлые парты в сторону.

Считается, что обязательное ношение школьной формы было упразднено лишь в 1917 году, после прихода к власти большевиков, нашедших ученическую форму пережитком самодержавного строя. Однако ещё в 1915 году (в разгар Первой мировой войны, при росте цен на основные продукты и товары потребления, снижении доходов населения) Министерством народного просвещения был разработан циркуляр «О необязательности формы для учащихся». В нём говорилось: «Ввиду общего вздорожания жизни и в частности материала, из которого изготовляется форменная одежда для учащихся, министерство временно разрешает учащимся средних учебных заведений взамен форменного носить неформенное пальто, но при фуражке, и блузу, и брюки носить не обязательно суконные, а из более дешёвого материала. Вместе с тем, министерством подтверждено о необязательности для учеников приготовительных классов носить форменную одежду».

Отныне подготовишки могли посещать занятия в партикулярном платье. В то же время послабления были сделаны не только в вопросе ношения униформы: «Министерство народного просвещения разрешило ученикам старших классов гимназий, желающих поступить добровольцами в армию, держать экзамены ранее установленного времени». Ещё одно свидетельство о некотором послаблении, сделанном для учащихся: «Учащимся церковных школ разрешено принимать участие в кредитных товариществах, сельскохозяйственных обществах и т. п. при условии осведомлённости об этом школьной инспекции», что ранее было категорически запрещено.

Женская гимназическая форма
Во второй половине 19-го века просвещение стало более доступно и девочкам – появились женские учебные заведения. Конечно же, женское образование было доступным в случае, если имелись средства оплатить обучение и проживание в пансионе. В начале 1880-х годов в некоторых частных учебных женских заведениях ввели униформу. А спустя пять лет, в 1886 году, Высочайше утверждённым документом Министерства народного просвещения обязательная форма одежды была введена во всех женских гимназиях империи. Так что женская униформа в средних учебных заведениях империи появилась на полстолетия позже мужской.

Новая форма воспитанниц-гимназисток состояла обычно из стандартного коричневого платья самого простого покроя с высоким воротником и фартука – чёрного в будние учебные дни и белого по праздникам. А ещё в праздники платье дополнял белый отложной воротничок. Иногда, чаще в частных женских гимназиях и пансионах, униформа учениц разных классов различалась по цветам. К примеру, подготовишки щеголяли в форме коричневого цвета, следующая классная ступень носила синюю или голубую форму. Более старшие – серую. А гимназистки – завтрашние выпускницы чинно дефилировали в строгих белых платьях, застёгнутых, как того требовали рамки приличия, на все пуговицы.

Устав учебных заведений того времени не предусматривал ношения гимназистками предметов украшения, бижутерии и модных корсетов даже в старших классах, как не разрешено было будущим дамам прибегать к помощи косметики и делать модные причёски на головах. Всё должно было быть чинно, строго и соответствовать утверждённым законным правилам.

Продолжение темы – в следующем номере.

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.