on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > Газетная реклама в старом Херсоне. Окончание

Газетная реклама в старом Херсоне. Окончание

Газетная реклама – залог успеха
Уже в конце XIX века никто не сомневался в том, что реклама способствует увеличению торговых оборотов. В этот период в херсонских газетах можно отыскать ряд мудрых изречений, посвящённых рекламе: «Ловкий в рекламе человек без забот проживёт свой век», «Успешная реклама - это золото в кармане», «Понятная реклама - залог успеха», «Главное в торговле - успешная реклама», «Без рекламы нет успеха - талант и ум не заменят рекламы». И тут же: «Вы всегда будете здоровы, если будете пить пильзенское пиво Дурьяна, гигиенический коньяк без сахара и чай Оборина. Единственный представитель Д. И. Тотеш».

Реклама начала XX века отличалась крайней простотой и понятностью: «Нельзя не купить шляпу к началу сезона в магазине М. Красносельского». И ведь действительно - нельзя не купить! Тем более, что появление на улице с непокрытой головой было тогда признаком дурного вкуса, а ещё - отступлением от вековых устоев. Многие газетные объявления в херсонских газетах начала XX века касались обучения и репетиторства: «Студент-специалист по математике, знающий ТЕОРЕТИЧЕСКИ французский и немецкий языки, даёт уроки». Или «ОПЫТНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА, знающая музыку, ОКОНЧИВШАЯ ГИМНАЗИЮ, ищет уроков».

Интересно, чему могли научить студент-теоретик или «опытная» учительница, окончившая гимназию? Не проще было бы обратиться к специалистам: «Каждому доступно выучиться! Если вы в течение 30 дней не выучитесь свободно говорить и писать по-немецки, по-французски и по-английски по нашим самоучителям, составленным по нашему Американскому методу (все другие - рекламы), деньги возвращаем обратно». Интересно, в чём здесь подвох? Хотя, впрочем, рекламных объявлений, предлагавших овладеть языками в течение всего лишь месяца, в херсонских газетах начала века было предостаточно.

Иногда предприниматели использовали в своей рекламе явно недозволенные приёмы, являя, как это сейчас называется, пример «недобросовестной» рекламы: «Паровая механическая фабрика гильз Б. Я. Гольдмана в Херсоне доводит до сведения г. потребителей, что вата и мундштук в гильзах её производства вставлены машиной, а не руками, а потому гильзы вполне гигиеничны, тогда как на некоторых фабриках вставляют мундштук руками, иногда потными, что не только возбуждает брезгливость, но и небезопасно для здоровья». Предприниматель Б. Я. Гольдман, кстати, первым в Херсоне стал использовать стихотворную рекламу, которую сочинял для него оставшийся неизвестным не самый лучший местный поэт. Впрочем, нужно отдать поэту должное, даже критику в свой адрес по поводу безграмотности его стихов он сумел обратить в рекламу:
«... Вам дам совет... тому порука
Больны вы, вам ответить скука!
Вы гильзы Гольдмана купите,
Тогда себя вы исцелите
И грубые свои посланья
Оставьте внукам в назиданье.
Великолепные гильзы Гольдмана продаются везде»!

Часто газетной рекламой пытались воспользоваться явные шарлатаны. Так, Херсонская городская дума едва, не лопалась на удочку предпринимателя К. С. Мильвида из Москвы, предлагавшего «петроль-озонирование» фитилей керосиновых фонарей, после чего фонари должны были давать более яркое ровное свечение. Испытание пробной партии фитилей, привезённых после обработки в Херсон, показало, что фитили «горят не лучше необработанных».

Попадались херсонцы и на совсем уж примитивные трюки рекламы. Так, однажды некие шутники разместили рекламу о продаже необыкновенных тестов для проверки умственных способностей. По центру листовок, присланных за определённую плату на заказ, располагалось большое серое пятно, которого следовало касаться указательным пальцем правой руки в течение 5 минут. В сопроводительной инструкции было сказано: «Если после определённого срока на сером фоне появится фиолетовое пятно - с вашими умственными способностями всё в порядке. Если же пятно так и останется серым, нужно немедленно обратиться к врачу-психиатру». Встречалась интересная реклама, подчёркивавшая и оправдывавшая высокую цену товара: «Граммофонные пластинки Акционерного общества “Граммофон” самые дорогие, но вдвое прочнее и вдвое дольше дают возможность ими пользоваться. Каждый граммофон - говорящая машина, но не каждая говорящая машина - граммофон!»

Кроме граммофонов, оргофонов и прочей музыкальной техники в херсонских газетах рекламировали американскую прачку-автомат «Колумб», стирающую бельё «при помощи воздуха», печатные машинки различных марок («Не пишите на других машинах, когда имеете за ту же цену несравненно лучшую, американскую, усовершенствованной системы, удостоенной высших наград. Табулятор бесплатно»). Автомобили «Форд», домашний биоскоп (прототип кино-установки) и штопальную машину: «Величайшее изобретение XX века! Важно для хозяек! Автоматическая штопально-ткацкая машина “Самоткач”. Высылается наложенным платежом, без задатка, за 3 р. 75 коп.».

Научиться шофёрскому делу (раньше писали шофферскому) на заре появления в наших краях автомобиля можно было, воспользовавшись московской рекламой, размещённой в газетах Херсона: «Управлять автомобилем и шофферскому делу обучают всех желающих скоро и дёшево. Приезжим квартира 3 руб. в месяц. Окончившим выдаются аттестат и свидетельство. Москва. Малая Дмитровка». В местных дореволюционных газетах удалось отыскать объявление о поисках компаньона, умеющего управлять уже приобретённым летательным аппаратом! Ну а современных дачников, привыкших к советскому «шестисоточному» размеру участка, наверняка удивят размеры дореволюционных дач: «За выездом продаётся по выгодной цене дача, состоящая из 4 десятин земли (более 4 гектаров. - Авт.), на которой имеются 5 тысяч кустов виноградных лоз и до ста плодовых фруктовых деревьев».

Словом, вот с такой ненавязчивой, «патриархальной» рекламы начиналось нынешнее рекламное засилье мира...

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №24 (916).- 13.06.2019.- стр.13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.