on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Новости региона

18.06.2021, 11:55

У Херсоні відбудеться концерт нового музичного проекту Святослава Вакарчука «Оранжерея»

15.06.2021, 15:39

У липні херсонці зможуть відвідати фестиваль театрів "Молоко"

15.06.2021, 15:36

У Херсоні учасники аукціону знайомились зі своїми ролями у виставі "12 стільців"

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Газетная реклама в старом Херсоне

 

Газетная реклама в старом Херсоне

Скажем, лет тридцать пять назад появление на улицах города огромного плаката с полуобнажённой красоткой и надписью «90% наших клиентов рекомендуют нас» ввергло бы народонаселение страны, где «не было секса», в ступор. А лет эдак сто пятьдесят тому поборники нравственности безоговорочно объявили бы заказчиков и изготовителей сей рекламы «порнографистами и развратителями» с обязательным отлучением от церкви и преданием анафеме за публичный разврат. А ведь рекламирует этот борд совсем не женское тело, а продукцию суровой строительной компании... Везёт нам, что патриархальные «дикие нравы» давно в прошлом, теперь к красоткам и двусмысленным слоганам уличной рекламы все привыкли и порой совершенно не обращают на них никакого внимания.

Херсон и «Губернские новости»
Избитая фраза «Реклама - двигатель торговли» нам давно известна, более того, мы смирились с тем, что при современных формах и методах торговли без хорошей и броской рекламы - никуда. Вот и сопровождает она нас на каждом шагу, назойливо мозоля глаза и не давая посмотреть без рекламной паузы сериал по телевизору. Однако были в нашей истории времена, когда реклама сводилась всего лишь к наружным вывескам над торговыми точками да изредка - к наёмным «глашатаям», зазывавшим народ. Такое положение дел в нашем Херсоне сохранялось вплоть до 1838 года, когда в столице губернии начали издавать первую в истории города газету «Херсонские губернские ведомости». Примерно со средины XIX века газетной рекламе стали уделять достойное внимание, ведь именно тогда человечество внезапно осознало, что реклама - это действенный двигатель торговли.

К попыткам первой скромной херсонской рекламы можно отнести размещённый в «Ведомостях» в 1868 году прейскурант цен Херсонской губернской фотографии: «Желая сделать заведение общедоступным, губернская фотография вошла в сношение с главным депо Санкт-Петербурга и, получив от него новый прибор Дальмейера, химические продукты и другие принадлежности лучшего качества и в больших размерах по самым дешёвым ценам, нашла возможным удешевить работы до следующих цен». Далее следовали расценки на определённые виды фоторабот. Причём нам, искушённым в современных цифровых технологиях, «карточки в два лица под зеркальным лаком» или «группы от 3 до 5 лиц на белом фоне в полпластинки» теперь покажутся достаточно курьёзными. Впрочем, тогда к фотографии в Херсоне начинали только-только привыкать, судя по тому, что губернская фотография принимала заказы, «не исключая праздники», работы у неё было действительно немало.

Первые рекламные шаги в«Херсонских губернских ведомостях» и на специально размещённых на улицах досках объявлений были довольно скромны и при отсутствии графических элементов, присущих привычной нам печатной рекламе, ничем особым не отличались.

Газета «Югъ» и реклама
Только с появлением в 1898 году новой херсонской газеты «Югь», издававшейся секретарём Херсонского губернского статистического управления Виктором Гошкевичем, в Херсоне по-настоящему началась эпоха газетной рекламы. Одним из первых рекламных объявлений стало объявление галантерейного магазина Б. Закса, располагавшегося на Суворовской улице в Херсоне: «Получены модные зонтики, шляпки, шёлковые и сатиновые юбки, французские цветы и перья для шляп, погоны учительские и других ведомств, шашки для полицейских, половая и мебельная клеёнка». Объявление, явно обескураживающее современного читателя: «погоны учительские и других ведомств, шашки для полицейских...».

Тут, похоже, стоит остановиться для уточнения. Дело в том, что с раннего возраста жизнь и деятельность подданных Российской империи была связана с форменной гражданской одеждой. Форму начинали носить в учебных заведениях. Определяясь на гражданскую службу, служащий в прямом смысле становился частью ведомства, к которому принадлежал, и должен был носить утверждённую гражданскую форму с погонами и эмблемами, неукоснительно исполнять требования внутреннего устава ведомства.

Парадокс, но служащие почтово-телеграфного ведомства не имели права без разрешения своего начальства жениться или выходить замуж за представителей других ведомств. Так, местный «Югъ» однажды констатировал факт «неповиновения» одного из телеграфистов, изменившего семейное положение без ведома начальства. Около года ему удавалось успешно скрывать свою женитьбу, однако тайное всегда становится явным. Итогом разбирательства начальства стало его изгнание со службы.

Известны случаи заключения письменного договора между гимназическим начальством и молодыми учительницами о том, что последние обязуются не выходить замуж и не встречаться с представителями противоположного пола в течение определённого ряда лет. В первых номерах «Юга» в 1898 году появилась графическая реклама, притягивавшая взор читателя на странице, полностью заполненной шрифтом. Причём интересно, что это была... пивная реклама: «Требуйте везде пиво Царское, Пильзенское, Мюнхенское и Бокбир Выс. утв. т-ва В. Санценбахера и на складе».

«Пиво в кружках! Богемская стеклянная кружка с патентзапором “Сименс” и металлической ручкой. Богемия (Австрия). Признанные преимущества. Изумительная популярность. Огромный сбыт. Украшение всякого стола. Преимущества: герметический запор, дешёвая цена, простая чистка, не прокисает, как глиняные кружки, элегантный вид. Кружки литровые всегда на складе, полутора- и 2-литровые подготавливаются. Цены по первому требованию».

Окончание - в одном из следующих номеров.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №23 (915).- 06.06.2019.- стр.14

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.