on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Города рождаются в муках

В недавние советские времена в огромном списке издаваемой в СССР художественно-публицистической литературы можно было без особого труда отыскать множество произведений различных авторов, посвящённых подвигам комсомольцев, возводивших новые города в совершенно необжитых местах, «у чёрта на куличках». Скажем, о строительстве в глухой, дикой тайге того же «города будущего» - Комсомольска-на-Амуре

Конечно, в связи с требованиями времени литературные повествования советского периода были наполнены героическим трудом, преданностью идеалам партии и высокими моральными отношениями в среде комсомольской молодёжи. Истинное же положение дел совсем не укладывалось в рамки «социалистического реализма», но узнать об этом можно было лишь от знакомых участников подобных «героических эпопей» или же из хранящихся в архивах документов, доступ к которым если и был возможен, то весьма ограничен.

Впрочем, в тот период нужно было уметь читать между строк. Если практически все советские газеты в мае 1932 года писали об успешном трудовом комсомольском десанте в количестве тысячи человек, высаженном с пароходов «Коминтерн», «Колумб» и баржи «Клара Цеткин» на глухом берегу Амура, то это лишь означало, что все люди, оказавшиеся здесь, обречены на адские условия выживания. Да и как назвать иными словами ежедневный каторжный труд, жизнь впроголодь из-за неотлаженной доставки продуктов в период короткой навигации и зимовку в продуваемых всеми ветрами палатках, землянках и редких бревенчатых бараках, при температуре ниже -30° С?

Вместе с романтиками-комсомольцами не меньшие лишения испытывали вольнонаёмные рабочие и согнанные в эти места в виде рабсилы заключённые лагерей. Пожалуй, теперь невозможно подсчитать, сколько этих несчастных нашли своё вечное пристанище в суровой земле на берегах Амура. Зато отчёты, летевшие в верха, и газетные публикации пестрели рапортами о новых невиданных доселе достижениях «гения советского строительства».

Нечто подобное происходило на берегах Днепра за полторы сотни лет до начала «великой эпохи советских строек». 18 июня 1778 года императрица Екатерина Вторая подписала исторический указ об основании на отошедшей к империи территории в нижнем течении Днепра первого города Северного Причерноморья - Херсона, получившего своё название в честь древнегреческого Херсонеса. Ещё до подписания указа были осуществлены исследования с целью определения подходящего места для строительства города. Впрочем, мнения компетентных в этом вопросе лиц, от которых зависело будущее географическое положение города, разделились, и только лишь веское слово Светлейшего князя Потёмкина решило его судьбу.

Как бы там ни было, уже с начала лета 1778 года по грунтовым степным дорогам вниз, к Днепровскому лиману, потянулись караваны возов, нагруженных различной кладью, строительными материалами, инструментами и продовольствием. Вслед брели и ехали мастеровые-переселенцы, а сотни и тысячи солдатских ног поднимали густую пыль в пешем марше. Вместе с вольнонаёмными строителями, переселявшимися в ещё не отмеченный на карте южный город целыми семьями, брели, под присмотром конвоиров. задыхаясь от пыли и зноя, закованные в цепи каторжники.

Непривычно многолюднообитаемым стал и Днепр, даже несмотря на вековые опасные препятствия в виде каменистых порогов, легко, словно скорлупку, разбивавших о подводные препоны любое затесавшееся на стремнину судёнышко. Впрочем, в редких случаях по большой воде весеннего половодья через пороги с определённым риском можно было пройти, а некоторые уж слишком отчаянные моряки рисковали и своими жизнями, и товаром, и судном, пытаясь проскочить опасные места и позже, вплоть до средины лета.

Правда, ещё до основания в низовьях Днепра Херсона, примерно со средины XVIII века, у днепровских порогов появилось поселение лоцманов-запорожцев Каменка (впоследствии - Лоцманская Каменка). Опытные флотоводцы-казаки, проводя через пороги небольшие суда, положили основание днепровскому лоцманству на смертельно опасном участке уже в период интенсивного строительства Херсона. Вскоре Запорожское лоцманство официально закрепили специальным законодательным актом, который был внесён в Реестр законов Российской империи. Этим же документом регламентировалось наличие средств и спасательных приспособлений, которые должны были находиться на каждом проводимом через пороги судне.

И если в начале закладки нового города количество лоцманов, проводивших суда через опасные пороги, едва превышало четыре десятка человек, то в 1787-м, когда императрица Екатерина II совершила своё знаменитое путешествие в Херсон и далее в Крым, их было уже 120. Царская флотилия, состоявшая из более чем 80 судов, была успешно, без потерь и приключений, переведена через опасное место. За это лоцманы-запорожцы получили Высочайшую благодарность и денежную награду от наблюдавшей с высокого берега за живописной и страшной картиной проводки через стремнину судов императрицы Екатерины II.

Те же, кто не желал рисковать судном и грузом, спускаясь с верховьев, разгружались у порогов, где уже дежурили гурты крестьян с транспортом на лошадиной тяге, нанимали перевозчиков для товаров и тягловую силу для транспортировки судна до Александровской крепости (будущий город Запорожье), находящейся ниже порогов. Затем судно спускали на воду, вновь загружали товаром и уже беспрепятственно продолжали сплав по Днепру к городу Херсон.

До наших дней дошёл более ранний документ - письмо гетмана запорожских казаков Самойла Кошки канцлеру Речи Посполитой Яну Замойскому: «Пройшовши до порогів, ми тягнули через скелі берегом морські човни, по двісті, по триста чоловік узявшись за канати, й чи не кожному спадав кривавий піт із чола...». При таком способе преодоления днепровских порогов времени на разгрузку-погрузку и перевозку товара и протяжку берегом пусть и небольшого судна уходило достаточно много, в особенности, если к порогам подходил целый караван судов, которым приходилось ждать своей очереди, плюс ещё весьма крупные денежные расходы на перегрузку и транспортировку.

Стоит отметить, что все, спускавшиеся к новому городу Херсон суда, были «одноразовыми», то есть уже не предназначавшиеся для возвращения к истокам путешествия. Часть из них становились судами, предназначенными для каботажного плавания, другие, уже видавшие виды, разбирали на доски, которые использовали в строительстве жилищ и для перекрытия потолков многочисленных землянок или продавали надрова, которые на степном берегу были весьма недёшевы.

Считается, что в начале октября 1778 года, спустя три месяца после подписания указа императрицей, на пустынном доселе берегу Днепра были уже заложены крепость, судостроительные верфи и началось строительство города. К этому времени на территории строившегося Херсона в наспех отрытых землянках и походных палатках были расквартированы уже три пехотных полка, несколько мастеровых рот и несколько сот наёмных мастеровых.

Интенсивно начатым работам не помешала и зима. Впрочем, наступление слякотной и ветреной, всегда непредсказуемой херсонской зимы было серьёзным испытанием «на прочность» для всех без исключения строителей и жителей нового города. Не хватало сплавленного с верховьев Днепра в навигацию леса для строительства, а раскисавшие в период дождей и оттепелей степные дороги не позволяли наладить своевременный подвоз продуктов и строительного камня из местных каменоломен. Замёрзший Днепр, лежавший в своих обледенелых берегах, прочней арестантских цепей сковал до весенних деньков всю речную навигацию, а убогие землянки, составлявшие главные жилища строителей города, были переполнены жильцами и кишели насекомыми-паразитами.

Настоящим спасением для херсонцев стали лишь обширные заросли камыша в прибрежных плавнях, к которым можно было добраться по льду реки. Камыш оказался весьма многофункциональным материалом: его использовали для строительства, им отапливали жилища, наконец, на его вязанках просто спали, устилая ими холодный земляной пол. Словом, в первую херсонскую зиму строителям Херсона пришлось совсем не сладко. Тем не менее, уже к весне 1779 года крепость была обнесена валами и рвами, а по периметру её защищали более сотни артиллерийских орудий.

В течение последующих лет интенсивно велись строительные работы в самой крепости, в частности возводились солдатские казармы, новый каменный собор, внушительное здание арсенала и провиантские склады. Не менее интенсивно застраивались Военный форштадт (у валов крепости) и Греческий форштадт, ставший главной частью города с наибольшим количеством гражданского населения, здесь появились добротные, каменные здания, склады и магазины, хотя всё же большинство городских зданий были построены из камыша и глины, добываемой тут же под ногами.

В течение всего лишь восьми лет стараниями солдат, матросов, вольнонаёмных и казённых строителей, а вместе с ними и каторжников, используемых на самых тяжёлых работах, Херсон превратился в подобие города, о котором мечтала императрица Екатерина II. Посетив Херсон во время своего знаменитого путешествия в Крым в 1787 году, она записала в своём личном дневнике: «Вчерашним днём мы приехали в здешний город. Дитя ещё не существовало восемь лет назад. Внутри крепости военные строения. Церковь каменная прекрасная. Выехав из крепости, повернули мы в Адмиралтейство, в котором все магазины (имеются в виду складские помещения - А. 3.) строения каменного под железом. Народа здесь, окромя военных, великое множество. Я могу сказать, что мои намерения в сём крае приведены до такой степени, что нельзя оставить без должной похвалы. Усердное попечение везде видно, и люди к тому избраны способные...»

Казалось бы, будущее молодого города незыблемо прекрасно и потенциал его развития бесконечен. Кто же тогда знал, что пройдёт всего лишь каких-то 15 лет, и часть города будет практически стёрта с лица земли страшным землетрясением, произошедшим 14 октября 1802 года...

Продолжение следует.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №11 (955).- 12.03.2020.- стр.13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.