on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Новости региона

05.08.2021, 13:19

В Україні проведуть міжнародний онлайн-фестиваль колективів діаспори

04.08.2021, 16:25

На Херсон очікує черговий фест - Prizma-Fest

04.08.2021, 11:05

«Щасливі разом»: на Херсонщині відбудеться всеукраїнський сімейний квест-фестиваль

Херсон: из века в век

Люди, живущие в Херсоне сейчас, знают наш город в основном в современном виде. Мало кто может представить его себе без столь привычных для нас троллейбусов, телевизионной башни, Шуменского и Таврического микрорайонов. Многие горожане уже не помнят земляных укреплений в районе кинотеатра «Юбилейный», старой пожарной каланчи, стоявшей на месте Главпочтамта, первых серьезных попыток освоения Карантинного острова. О том же, каким наш город был сто или двести лет назад, и вовсе могут судить только историки и просто люди, увлеченные изучением херсонской старины. А между тем, в далеком прошлом Херсон далеко не во всем походил на современный город. Сравнить «город нынешний» и «город минувший» мы сможем благодаря статистическим данным разных лет.

  Херсон - город областного подчинения, административный, промышленный и культурный центр области. Расположен на правом берегу реки Днепр. Территория -300 квадратных километров, население -370 тысяч человек (состоянием на 1983-й год). Расстояние до Киева 664 км. Город делится на 3 административных района: Днепровский, Комсомольский и Суворовский. Херсонской городской администрации подчинены поселки городского типа Антоновка, Зеленовка, Надднепрянское и Камышаны.

  Территория города Херсона была заселена с древнейших времен. О пребывании здесь человека в эпоху меди и бронзы (третье-второе тысячелетия до н.э.) свидетельствуют погребения, обнаруженные на площади Свободы и в районе Военного форштадта, а также найденные в различных местах мотыга из рога оленя и каменные топоры. На территории бывшей Херсонской крепости найдено скифское погребение IV-III веков до н.э. На улице Кременчугской обнаружены остатки двух погребений сарматского времени (II век до н.э. - IV век н.э.), в районе Военного форштадта и на Карантинном острове - римские монеты второго века н.э. Вблизи города на Большом Потемкинском острове открыты остатки поселения времен Киевской Руси.


В ходе русско-турецкой войны (длившейся с 1735-го по 1739-й год) в 1737 году в районе нынешнего портового элеватора было возведено русское укрепление Александр-шанц.
  Хотя после русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия и получила выход к Черному морю между устьями Днепра и Южного Буга, южные границы империи по-прежнему оставались незащищенными. С целью их укрепления и обеспечения безопасности, в соответствии с царским указом от 18 июня 1778 года, было решено основать на Днепре при урочище Александр-шанц город, соорудить здесь крепость, судостроительную вервь и адмиралтейство. Уже 19 октября 1778 года были заложены крепость, верфь и город, получивший название Херсон в честь древнегреческого города-государства Херсонес, в средние века называвшегося Херсоном. Строительством руководил генерал-цейхмейстер Иван Абрамович Ганнибал. С 1784 года главным строителем нашего города был инженер-полковник Н.И.Корсаков. В 1780 году произведено первое межевание земель Херсона, городу отведено 40 тысяч десятин. В 1782 году на строительстве крепости и адмиралтейства работало свыше 10 тысяч человек. К 1787 году эта цифра увеличилась более чем вдвое. Основная тяжесть работ по сооружению крепости легла на солдат и матросов местного гарнизона. В том же году тут размещалось 8 полков и 12 мастеровых рот. Город строили также казенные и вольнонаемные рабочие из Петербурга, Олонецкой губернии, Тулы и других мест. На строительстве объектов Херсонского адмиралтейства-верфей, мастерских по ремонту судов, складов было занято 2 273 вольнонаемных рабочих, в том числе плотников -1953, кузнецов - 320. Широко использовался и труд каторжан. В 1786 году их насчитывалось 4 тысячи человек, среди них находился знаменитый разбойник С.И.Николаенко(Гаркуша), сосланный в 1774 году на пожизненную каторгу в Херсон. Строителям приходилось сооружать крепость и город в чрезвычайно тяжелых условиях. Местность была болотистой, все работы, в т.ч. и земляные, производились вручную.

Уже к январю 1779 года территория крепости в 99,2 га была обнесена рвом, на валу установлены артиллерийские батареи, построены временные жилища(землянки) для нескольких тысяч солдат. К 1784 г. на территории крепости уже имелось 61 каменное строение: солдатские казармы, квартиры для офицеров и инженеров, дом коменданта крепости, дворец генерал-губернатора(светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического), артиллерийское управление, патронная лаборатория, пороховые погреба и склады, монетный двор и другие объекты. До нашего времени частично сохранился арсенал, заложенный в 1784 году, двое каменных ворот, пороховой погреб, колодец и Екатерининский собор, сооружение которого началось в 1781 году. В строительстве Херсона принимали участие архитекторы Ванрезанин, К.Боржуа, И.Ситников.

С началом русско-турецкой войны 1787-1791 годов в город прибыл Александр Васильевич Суворов, недавно назначенный командующим войсками Херсонского корпуса, которые должны были защищать Херсон и Кинбурн от турецкой армии. А.В.Суворов принял активные меры по подготовке крепости и жителей города к обороне. Берег от Кинбурна до Херсона был защищен пятью редутами, двумя ретраншементами и специальными укреплениями у Глубокой Пристани. Из жителей города был сформирован вооруженный отряд, состоявший из пятисот добровольцев. Более 10 торговых судов, вооруженных пушками, вместе с военными кораблями участвовали в сражениях со вражеским флотом.

Херсон стал колыбелью русского Черноморского флота и первым морским портом на юге России. 26 мая 1779 года на Херсонской адмиралтейской верфи был заложен 6б-пушечный линейный корабль «Слава Екатерины», спущенный на воду 16 сентября 1783 года. Он стал одним из 8 подобных кораблей, спущенных на воду в Херсоне до 1791 года. До начала XIX века в нашем городе было построено 16 линейных кораблей, 16 фрегатов, бомбардирский корабль, много галер, плавучих батарей и других боевых судов.

Развитие военного судостроения в Херсоне связано с именем выдающегося русского адмирала Федора Федоровича Ушакова. Еще в 1783 году он в чине капитана 2-го ранга прибыл в Херсон во главе команды балтийских матросов из 700 человек, направленных сюда для строительства кораблей и укомплектования их экипажей. В августе 1785 года прибыл в наш город и линейный корабль «Святой Павел» под командой уже капитана 1-го ранга Ф.Ф.Ушакова.

Промышленное развитие Херсона было в значительной степени обусловлено потребностями судостроения и торговли.Так, в 1790 году здесь начал действовать литейный пушечный завод, на котором к 1793 году была изготовлена 431 медная пушка для военно-морского флота. В 1799 году в Херсоне работали кирпичный и 5 канатных заводов, продукция которых использовалась при строительстве крепости, верфи, города и кораблей. Действовали также 2 кожевенных, 4 свечных, 2 пивоваренных и водочных завода, 18 кузниц.

Укрепление позиций России на Черном море, создание флота способствовали развитию в городе внутренней и внешней торговли, а также дальнейшему расширению промышленного производства.
С уральских заводов в Херсон поступало железо, из Белоруссии и Воронежа - лес. Заказы на изготовление различного инструмента и оборудования получали из нашего города предприятия Москвы, Петербурга, Тулы. В Херсон направлялась продукция Глуховской парусно-полотняной мануфактуры, Кричевской верфи транспортных судов. По Днепру доставляли суда смолу, уголь, якоря, канаты. Через Херсонский порт за границу сбывался хлеб, производимый в помещичьих хозяйствах южных малороссийских губерний.

(Продолжение следует).

Павел ИВАНОВ-ОСТОСЛАВСКИЙ
Таврійський край.-2007.-1 лютого
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.