on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

30.07.2021, 14:01

Херсонців запрошують до участі у фотоконкурсі для Вікіпедії

30.07.2021, 09:04

Всеукраїнський дистанційний відбірковий Фестиваль-конкурс козацької культури «Козацькі Барви» (Херсонська, Житомирська, Чернігівська області)

30.07.2021, 09:02

У Херсоні відбувся благодійний концерт на підтримку диригента оркестру "Гілея"

Херсонская школа героев

Рядом с аллеями Потемкинского сквера в Херсоне среди зелени старых акаций притаился неприметный переулок Доры Любарской. Здесь в одном из старых зданий, построенных в начале XX века для губернской земской управы и восстановленных в современном виде уже после войны, ныне расположено одно из отделений городского роддома № 1. Меж тем здание это, находящееся в стороне от обычных туристических маршрутов, знало иные времена и имеет свою особую историю В этом здании с 1936 по 1941 годы располагалась Херсонская авиационная школа. По разным данным, за годы существования этого учебного  заведения из его стен вышли более тысячи инструкторов-пилотов. Многие из них стали известными асами в период Великой Отечественной войны. Об этом повествуют скупые строчки памятного знака, установленного на бывшем здании школы: «... Двадцати ее выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза».

История Херсонской авиашколы началась, когда из Полтавы в Херсон была переведена существовавшая там с начала 1930-х годов школа авиапилотов. Собственно, попытку основания в нашем городе военного аэродрома, ремонтных мастерских и учебного авиаотряда предпринимали еще до революции. Вот только тогда время для осуществления этого проекта было не совсем подходящее. Пока решали организационные вопросы и перебрасывали на херсонский аэродром техническое оснащение, грянула революция со всеми ее последствиями - Гражданской войной и годами разрухи. И лишь спустя 18 лет, уже в советское время, у Херсона появились свои «крылья». Херсонская авиашкола начала свою работу в мае 1936 года, то есть ровно 79 лет назад. А первый ее выпуск состоялся уже в декабре того же года. Первыми выпускниками учебного заведения стали курсанты, начавшие обучение еще в Полтаве.

С первых своих шагов авиашкола стала гордостью Херсона. Еще бы! Кто в те далекие предвоенные годы не мечтал о небе? Об этом писала пресса, твердило радио, пели песни, а на улицах призывно алели лозунги «Комсомолец - на самолет!». Словом, идея воздухоплавания стала очередным звеном патриотического воспитания «человека нового общества». Мальчишки с завистью взирали на курсантов, поднимавшихся ввысь, и осаждали школьное руководство с заявлениями о приеме.

Однако, чтобы попасть в авиашколу, мало было иметь отменное здоровье, нужно было еще обладать «незапятнанной» биографией. Это, пожалуй, в период начала политических репрессий было самым важным. Впрочем, какие могли быть пятна в биографиях вчерашних мальчишек и девчонок (с 1937 года в Херсонскую авиашколу стали принимать девушек)? Тем не менее случалось по-всякому. Так, летчик-штурмовик, Герой Советского Союза, капитан Анна Тимофеева (Егорова) в автобиографической книге «Держись, сестренка!», посвященной боевым подругам, рассказывает, как ее, успевшую уже окончить курсы Московского аэроклуба и получившую направление в Ульяновскую школу пилотов ОСОАВИАХИМа, после ареста старшего брата причислили к врагам народа. Вслед за этим последовало исключение из учебного заведения. И лишь настойчивость, целеустремленность и бойцовский характер позволили Анне Александровне изменить ситуацию и стать курсантом авиашколы в Херсоне.

Вот как описывает она это в своей книге: «Вызывает меня комиссар аэроклуба и говорит:
- Мы решили единственную "женскую" путевку в Херсонскую авиационную школу отдать тебе. Завтра же бери направление и быстрее езжай в Херсон. Учти, там кроме специальных предметов придется держать экзамены и по общеобразовательным. Конкурс большой, готовься! В Херсоне действительно был большой наплыв воспитанников аэроклубов страны. Приехали из Москвы и Ленинграда, Архангельска и Баку, Комсомольска-на-Амуре и Минска. На штурманское отделение в школе принимали только девушек, на инструкторское - в основном парней. И снова комиссии - медицинская, мандатная. Наконец вывешены списки принятых - меня зачислили на штурманское отделение».
Из этих строк воспоминаний геройской летчицы можно узнать, каким успехом у юношей и девушек страны пользовалась Херсонская авиашкола.

Вооруженный конфликт между СССР и Финляндией, вспыхнувший в ноябре 1939 года, сказался и на работе Херсонской авиашколы. «Война с Финляндией ускорила наш выпуск. Программу обучения в школе резко сократили, закруглили и подвели к экзаменам. Их мы сдавали тоже в спешке. Нам даже обмундирование не сумели пошить - так и выпустили в старых гимнастерках и юбках, в каких курсантами были», - рассказывает в книге Анна Александровна Тимофеева.

Конфликт между двумя странами и шаткость существовавшего мирного равновесия в Европе стали поводом реорганизации авиашколы. Уже в 1940 году решением правительства находившаяся под юрисдикцией Центрального Совета ОСОАВИАХИМа Херсонская авиашкола перешла в подчинение военно-воздушных сил СССР и была перепрофилирована на подготовку летчиков-истребителей. Летно-технический и преподавательский состав учебного заведения был увеличен до 87 человек. В ходе реорганизации изменилось и техническое оснащение летной части. Вместо привычных учебных самолетов У-2 школу укомплектовали быстрыми и маневренными истребителями И-16. Претерпела изменения и учебная программа. Туда добавились новые предметы: отработка элементов высшего пилотажа в условиях воздушного боя, взлет и посадка самолета «вслепую», в сложных обстоятельствах, стрельба. Аэродром, где базировалась авиатехника школы и где проходили практические полеты, находился на огромном по площади пустыре, расположенном в степи за железнодорожным вокзалом. Ныне это территория Таврического микрорайона.

Начало войны 22 июня 1941 года застало личный состав авиашколы в летних лагерях в селе Копани, а уже спустя четыре дня, 26 июня, поступила директива Генштаба о передислокации Херсонской школы военлетов в Борисоглебск Воронежской области. В Борисоглебске находилась одна из лучших школ страны - 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного флота. В 1933 году решением ЦИК СССР Борисоглебской авиашколе было вручено Красное Знамя, а в 1938-м она получила название - школа имени Валерия Чкалова, одного из первых ее выпускников. Теперь Херсонской авиашколе предстояло слиться с этим учебным заведением. Стремительное продвижение на восток гитлеровских войск заставило значительно сократить отпущенное на учебу время. Уже в ноябре 1941 года из Борисоглебского училища на фронт отправились два авиационных истребительных полка.


Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №19 (702).- 07.05.2015.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.