on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > Херсонский футбол: от истоков до наших дней

Херсонский футбол: от истоков до наших дней

На период, когда Херсонское отделение железной дороги вело патронаж команды мастеров и она выступала на всесоюзной арене под названием «Локомотив», приходятся наибольшие успехи не только в чемпионатах бывшего СССР. Команда удачно играла и в Кубке страны.

Следует вспомнить хотя бы 1965 год. До этого наибольший успех принадлежал «Спартаку», когда он в 1949 году дошел до четвертьфинала и лишь в Москве уступил своим одноклубникам. Так вот, железнодорожники также успешно играли в сезоне вышеупомянутого 1965 года. Вначале преодолев сопротивление «Коммунарца» из Коммунарска на его поле, хотя для этого пришлось сыграть дважды (0:0, 1:0). Затем, обыграв никопольский «Трубник» (1:0) на своем поле и северодонецкий «Химик» на выезде (2:0), наши земляки «положили на лопатки» и симферопольскую «Таврию» (1:0).

А дальше болельщиков ждали интереснейшие матчи, о которых старожилы и сейчас вспоминают с удовольствием. Очередным соперником «Локомотива» стал «Политотдел» из Ташкентской области. Проигрывая в два мяча, херсонцы сумели переломить ход поединка и вырвать победу – 3:2.

А затем жребий подбросил в соперники железнодорожникам динамовцев Минска. Упорнейший матч. Основное время – нулевая ничья. Дополнительное время, и в сутолоке у ворот знаменитый футболист Эдуард Малафеев протолкнул мяч в сетку ворот херсонского «Локомотива», тем самым принеся белорусским футболистам победу с минимальным счетом (1:0).

В дальнейшем футболисты «Локомотива» не так ярко представляли наш край в этом престижном турнире, вылетая из него на первоначальной стадии.

Так, в 1966 году они на старте проиграли «Авангарду» из Желтых Вод – 1:2. Через сезон, в 1968 году, тоже в стартовом поединке в дополнительное время проиграли «Динамо» из Ставрополя – 1:2 (основное время 1:1). Такая же участь постигла нашу команду и в 1969 году. Первый матч с командой киевского СКА. И вновь проигрыш с минимальным счетом, и также в дополнительное время, но на этот раз – 0:1.

Несколько лучше сложилась судьба железнодорожников в 1970 году. Прогнозы на футбольные матчи были более чем противоречивыми, но... Они «вылетели» лишь на третьем этапе. Вначале переиграли «Спартак» из Сум – 1:0. Затем с таким же счетом, но в дополнительное время одолели СКА из Одессы. А вот симферопольскую «Таврию» пройти не удалось. Здесь проигрыш – 0:1.

Всего в Кубке СССР железнодорожники провели «чертову дюжину» матчей – тринадцать. Одержано семь побед, один матч завершился вничью, и в пяти железнодорожники уступили. Соотношение мячей 12–9. Вот так выступал «Локомотив» в Кубке СССР.

Есть еще один раздел, где удачно играла наша команда в период нахождения при Херсонском отделении железной дороги, – это международные матчи. Пять игр провели железнодорожники с зарубежными соперниками и в четырех из них одержали победу.

1966 год. В этом году был проведен первый международный матч нашей команды мастеров. «Локомотив» принимал сборную города Александрии из Объединенной Арабской Республики (ОАР). И матч завершился вничью – 1:1. Счет сравнял Валерий Кузьмин.

«Локомотив» – «Маэраа» (Ливан) – 6:1. Отличились Николай Чернышенко, Петр Пшиков, Станислав Булюченко. И один мяч влетел в ворота ливанской команды после рикошета от собственного защитника.

1968 год «Локомотив» – «Железничар» (Загреб, Югославия) – 3:0. Голы на счету Павла Гайдука, Николая Чернышенко, Виталия Дровецкого.
1971 год «Локомотив» – «Рейсинг» (Бейрут, Ливан) – 3:1. Отличились Анатолий Лебедь, Сергей Веремеев, Николай Чернышенко.
1974 год «Локомотив» – «Сафа» (Ливан) – 3:1. Голы на счету Анатолия Райко, Виталия Дровецкий и один – автогол.

Великолепное соотношение мячей в пяти матчах – 16 забито при 4 пропущенных. А сколько незабываемых минут!

Вот так играл херсонский «Локомотив». И здесь следует отдать должное людям, которые были хорошими руководителями не только на своих рабочих местах. Они еще и болели за хороший футбол. Много было сделано руководством Херсонского отделения железной дороги для самого стадиона. Возведены осветительные вышки, постелена резинобитумная дорожка, проведена реконструкция трибун и подтрибунных помещений.

Об этом периоде можно написать отдельную книгу. И вспомнить наиболее ярких личностей, которые душой и сердцем поддерживали футбол и футбольную команду «Локомотив». Это прежде всего начальник Херсонского отделения дороги Иван Семенович Чернов, без которого вряд ли решалось бы большинство проблем, возникающих перед командой. Его во всех вопросах поддерживал и начальник Одесско-Кишиневской железной дороги Василий Козенко. Да и председатели райпрофсожа и дорпрофсожа Цезарь Джалов и Петр Володин ни в чем никогда не отказывали.

Много помогли в тот период заместители начальника отделения дороги Юрий Лысенко, Петр Товкес, Виктор Бацикадзе и другие, как самой команде, так и в реконструкции стадиона.

Много теплых слов заслуживает Анатолий Белоконь, который был первым председателем райсовета «Локомотив» на общественных началах, организовавший клубную команду, а затем принимал и команду мастеров. Затем его сменщики Сергей Григорьевич Чихун и Александр Андреевич Кравчук. Кстати, Чихун был одно время и начальником команды... Да всех и не перечислишь. Главное – они создавали, а точнее, подготавливали почву для успешного существования и выступления херсонской команды «Локомотив», оставившей весьма заметный след в спортивной и футбольной жизни Херсонщины.

Только очень жаль, что пренебрежительное отношение общественности и официальных лиц (что мы наблюдаем и в наши дни) к трудностям содержания команды железнодорожников привело к тому, что руководство Херсонского отделения и дорпрофсож Одесской железной дороги категорически поставили вопрос о передаче команды другому хозяину. Кто от этого выиграл, мы можем судить сами.

Александр КРУПИЦА //Гривна № 21(541), 2005-05-19 (стр. 7)

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.