Сооружение Херсонского областного художественного музея им.Шовкуненка (бывшая Городская дума) привлекает внимание уже своим внешним видом: к сожалению, не так много исторических памятников в нашем городе сохранили свое лицо. А у музея это в определенной мере удалось, возможно, благодаря и тому, что хранится в нем духовное достояние, которое своей энергетикой поддерживает и сам дом музея, и его сотрудников. Мы обратились к заведующей научно-экспозиционным отделом музея Лилии Моисеевне Вольштейн с просьбой рассказать читателям о жемчужинах коллекции и произведениях, которые хранятся в фондах и запасниках.
"На сегодняшний день в музее хранится около 8000 ценных экспонатов. По сравнению с 1978 - годом открытия - коллекция насчитывает уже в четыре раза больше, чем тогда. Это итог нашей собирательской деятельности, - отмечает Лилия Вольштейн .- И тот, кто считает нашу работу "непыльной", глубоко ошибается. Когда надо было разобрать завещанную молодому Херсонскому музею коллекцию ленинградской собирательницы древностей Марии Корниловской, нашим сотрудникам пришлось делать настоящие "раскопки" в ее квартире. Множество ценных картин, графических работ, фарфора и фаянса, металлических и мраморных скульптур были составлены, как придется, покрытые толстым слоем пыли, паутины и густо заселены клопами. Поэтому все шедевры, которые привезли в Херсон, сначала вывезли на барже на середину Днепра, обработали инсектицидами и только потом они нашли свое место в музее, заложив его "фундамент".
Около 500 произведений искусства в этой коллекции. Среди них картины И.Айвазовского, В.Бакшеева, Я.Капкова, Крамского, братьев Маковских, Мясоедова, В.Серова, А.Саврасова, О.Поленова и многих других. Поражают красотой образцы каслинского и кусинского (известные литейные заводы в уральских городах Касли и Кусин, известные еще со времен Демидовых) литья: работы М.Антокольського, П.Клодта, Р.Баха, Е.Лансере и других известных скульпторов. А на многих фигурках присутствует и личное клеймо мастера-автора работы. В XIX-нач. ХХ века такие скульптуры были чрезвычайно популярны, считалось признаком хорошего тона иметь письменном столе такую собачку, медведя, полянку, стилизованные под письменные принадлежности. Замечательная подборка скульптур из мрамора работы Ф. Толстого, О.Лукина, Императорского фарфорового завода.
Сегодня, по словам Лилии Вольштейн, открыто всего 20% экспозиционных площадей музея - в связи с ремонтом, который все тянется и тянется. А настоящая национальная гордость Украины - иконы XVIII века. работы Михаила Шибанова из Екатерининского собора, которые встречаются очень редко, мы вынуждены демонстрировать в коридоре, потому что катастрофически не хватает места.
"В дореволюционном отделе мы могли бы показать замечательную коллекцию произведений искусства 1-й половины XIX века, излома веков ХIХ и ХХ го.- продолжает Лилия Моисеевна. - А в конце 80-х годов прошлого века наша сотрудница Наталья Кольцова привезла из России замечательные экземпляры известной во всем мире Дымковской игрушки и изысканной гжельской керамики. Причем, попала она в мастерские художников только после предварительной переписки с мастером Артамоновым. Договорились о приобретении и выехали за игрушками зимой. Оставив акты приема на временное пользование (так тогда было принято, и никто никого не обманывал), повезли приобретенные экспонаты прямо на себе. А средства перечислялись уже позже."
Кроме того, покупали немало и у коллекционеров из Москвы, так, у жены Гордона приобрели замечательную майолику Врубеля и графику "Мира искусств". Конечно, всегда нужна была профессиональная экспертиза произведений, особенно тех, которые вызвали сомнения. Непревзойденными экспертами были специалисты из московских реставрационных мастерских им.Грабаря и Русского музея. Сотрудники музея считают, что невозможно назвать то наиболее ценное в его фондах, ведь каждое произведение имеет свою ценность. Хотя в любой коллекции есть вещи-шедевры, а есть - "проходные". А еще есть отдельные экспонаты и целые коллекции, которые просто ждут своего часа.
Так, в середине 80-х годов прошлого века тогдашнее Министерство культуры и Союз художников передали нам произведения печатной графики на тему космоса. И вот недавно мы выставили - и вдруг такой всплеск интереса, который мы просто не ожидали. Студенты кафедры графического дизайна просто штурмовали выставку, удивляясь, как можно было вручную выполнять такую сложную технику, ведь подготовить доску для печати тогда можно было только руками. А особенно ценились только первые 20 оттисков. Оказалось, что эти работы теперь имеют большую ценность, они дождались своего часа.
В последнее время все больше привлекает внимание период советского искусства - эпохи, которая ушла и уже никогда не вернется. Наш музей ко дню открытия в 1978 году получил от Министерства культуры СССР большую передачу произведений искусства из всех республик. Поэтому этот период представлен у нас достаточно широко. Сегодня же цены на полотна того периода уже такие, что музеям с их средствами - не подступиться. А денег на пополнение коллекций практически не получают. "Поэтому иногда - не часто - помогают спонсоры, - говорит Лилия Моисеевна. - А вообще, наши спонсоры - это наши художники, которые передают собственные полотна, иногда целыми коллекциями, в дар музею, честь и хвала им за это. Российский фонд помог привезти шедевр Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре" и на спонсорские средства музей приобрел портрет жены Алексея Шовкуненко. Кстати, именно благодаря директору музея Алине Васильевне Доценко мы имеем большую (155 полотен) коллекцию его картин. "
В ближайших планах музея - персональные юбилейные выставки к 85-летию Анатолия Платонова и Георгия Петрова, тематическая выставка "Спорт в искусстве". И - мечта представить творчество Давида Бурлюка и его современников.
Что касается условий, в которых хранятся экспонаты в фондах, то они оставляют желать лучшего. Там страшная теснота, оборудование давно устарело, кондиционирование отсутствует - обязательно нужно купить инверторную сплит-систему. Ведь не всегда бывает сухо, а это плохо для графики и скульптуры. Летом - страшная жара, однако подвальные помещения, где, собственно, и хранятся наши шедевры, имеют относительно стабильную температуру, а экспонаты к этому уже привыкли, - грустно шутит Лилия Моисеина. - Словом, идеальных условий для хранения произведений искусства нет, но как-то выживаем. Конечно, очень хочется, чтобы все было, как надо, чтобы не оставались равнодушными не только государство, но и меценаты, потому что жизнь человеческая коротка, а искусство - вечно, и еще не одно поколение будет замирать, затаив дыхание, у сохранившихся шедевров ...