Инстинкт фотосамосохранения
17.06.2004
Дежурная улыбка в ответ на ожидание вылета «птички», наставленные соседу глупости из пальцев, не моргающий до рези в глазных яблоках взгляд... Все, что еще не так давно театрально наигрывалось, приобрело рефлекторную природу - реакция на объектив незаметно вошла в тело и заняла в нем свое место, въелась, что ли, в него, стала одной из его повседневных практик. Человек чувствует себя спокойнее, когда ощущает, что он не один. Что существуют его фотоклоны. Уникальный случай, когда за раздвоение, растроение, учетверение и т. д. личности никто никого не стремится упечь в «желтый дом». Фотография - это технологическая версия базового инстинкта - самосохранения.
Фото из семейного альбома - вещь интимная. Мало кто согласится деприватизировать свою личную жизнь. По крайней мере, для этого должны быть весомые причины и личное мужество. Это - с одной стороны. А с другой стороны - это возможность остаться сохраненным в памяти, не только в памяти узкого круга, но и в истории вообще. Ведь история - это миллионы людей различного склада, это мы.
После двухгодичного поиска по пунктам приёма макулатуры, по родным и близким, по друзьям и знакомым, инициатор данного проекта Николай Гоманюк собрал большую коллекцию народных фотографий. Материал оказался настолько интересным, что в результате его систематизации и отбора появился не только плацдарм для научных изысканий, но и образовалась довольно солидная ниша для искусствоведческих находок, в которую мало кто заглядывал. Объединив усилия, Гоманюк и студия «Тотем» создали синтетический продукт, объединяющий социологию и художественную эстетику. В мультимедийный диск вошло около тысячи народных фотографий, разделённых на 25 тем.
Презентация диска будет сопровождаться выставкой реальных фото, а пройдёт она впервые... в Люблине (Польша), поскольку польские галереисты и журналисты первыми «записались» на презентацию этого проекта.
Николай Гоманюк - ассистент кафедры философии и социологии Херсонского государственного технического университета. В 2003 году выиграл стипендию им. Киркланда Польско-американской комиссии Фулбрайта, и сейчас пишет научную работу по социологии в университете Люблина.
Источниками поступления мате риала для выставочного проекта послужили: пособничество со стороны сборщиков макулатуры, при обретение фотографий на филателистических «развалах», «блошиных рынках», «этнографические экспедиции» пока скорее импровизированного характера, так как контингент жертвователей - сами участники проекта, их родственники, друзья и знакомые, учащаяся молодежь. Фотографии сканируются. Никто не экспроприирует бесценные для семей снимки. Ряд снимков оказались «бесхозными»: их оставили бывшие хозяева в проданной ими квартире, и новые хозяева их просто отдали. А также в акцию вошли случайные находки из мусорных баков, улиц, сараев и чердаков, фото со списанных стендов в учреждениях, но никак не фотографии из газет и журналов или интернета.
На днях стенды - составные части проекта - двинут в Польшу. Мы же увидим его несколько позже. Ещё - просьба к тем, кто жаждет избавиться от ненужных или старых фотографий: отдайте их людям, которые в них нуждаются, - художникам, дизайнерам, даже социологам, подобным Коле Гоманюку. Из этого хлама может получиться что-то стоящее - пусть даже как в сказке Джанни Родари, но тетушка Агата всё же умела делать вкусное варенье из крапивы.
Жанна ВОЗБРАННАЯ
«Херсонський вісник», 17.06.04
Публікація першоджерела мовою оригіналу