Из истории Херсонской верфи
Вскоре после начала строительства нашего города роль его на юге уменьшилась. В это же время бурно росли Одесса, Севастополь, Николаев, поэтому развитие Херсона резко замедлилось. Но все же город увеличивался, и были отрасли, которые вывели его на одно из первых мест. Это - торговля мясом, шерстью и судостроение. Поселившиеся в Херсоне старообрядцы первыми рискнули проводить сплав леса по Днепру через пороги. Лес по этой причине в Херсоне был самым дешевым. В городе образовалось 12 лесопильных заводов, которые снабжали торговое судостроение лесом. Благодаря дешевизне сырья Херсон, Олешки и Голая Пристань становятся центром судостроения. В это время в Олешках (Цюрупинске) открыта 2-х классная морская школа. Суда строятся не только для Днепра и Буга и некоторых портов Черного моря, но и для греков.
В 1830 году правительство, желая поддержать, а вернее поощрить Херсонское судостроение, стало выдавать строителям ссуды деньгами. Для этой цели при Херсонском Губернском правлении была учреждена контора Херсонской купеческой верфи с фондом 300000 тыс. рублей, которой вверен был технический надзор за постройкой судов. С 1879 по 1895 годы построено 216 барж, бригов, шхун, трембак и проч. 280 единиц. Перетемберовано за тот же период барж 222, бригов, шхун, трембак и проч. 321 единица. К сожалению, более ранних сведений о деятельности Купеческих верфей не имеется. А на верфях А.Вадона, кроме малых судов, делали землечерпалки.
Сергей Макаров
Джерело інформації: «Булава».- 12.08.1999.- стр. 12