«Как тяжело рождается стих...»
"Полуприкрыв сознание рукой" Елена Беляева создала свой "Чернильный дом", в котором более 100 страниц, не считая рисунков и содержания. Каждое стихотворение - как капельки-кирпичики "Чернильного дома", в котором живут герои-образы визий молодой поэтессы. "Этюд готов, — пишет Елена, — развертываем бред оседланного рифмою поэта". И в этом поэтическом "бреду" "предмет пугает" и "живет", он "да" и, "нет", он "ад" и "точка". Но главное - он частица самого автора, он как бы "выпирает из глазниц" и повисает "слезами на щеках". "Мне не по силам этот груз", — исповедывается поэтесса, и читатель невольно сам ощущает эту же тяжесть. Тяжесть "реальности", превращающейся "в абсурд", от которой "не замираешь в удивленьи". Ибо "страшный суд" по Беляевой - это самое нормальное явленье , и как и переход "в заплеванный астрал", где "мелькают привычные штампы" — повседневная данность и для поэта, и для читателя. Ведь "кто захочет - прочитает все исповеди срубленных голов", хотя Елена Беляева слышит "откровенье в тех стонах, что доносятся с креста".
Слышит, но не видит, ибо, как сознается поэтесса, "меж Богом и мною стена". Вот почему она все время мечется "между магическим "быть" иль "не быть", потому как даже если "наступит старость", "ты и тогда не станешь мудрецом", и ждет тебя "конец без формы, времени и цвета". Как страшно сознавать, что "твой обветшалый дом - преддверье склепа", и что "снимая красочную маску" - обнаружается, и смеешься "над банальностью", не в силах "ничего изменить в уже написанной строчке". И уж если "шакалы царствуют над нашим миром", то и ты рискуешь "шакалом сдохнуть, падаль разрывая". "Стихи - привычка упрощать дела" - на одном полюсе и: "Как тяжело рождается стих" - на другом. А между ними - "Чернильный дом" Елены Беляевой, как второй, более уверенный шаг талантливой поэтессы в литературу.
Щебенка Стая птиц * * * Мужчина, дышащий мне * * * Дни без времени. |
Анатолий Крат
«Светофор».- №39 (78).- 30.09.1999.- стр.12
Публікація першоджерела мовою оригіналу