on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

Как живут куклы

17.01.2008

Рождественский вертеп, Снегурочка, фараон, курдская танцовщица, русский боярин, Сердючка, Кикимора лесная, другие герои народных культур, легенд и просто “типичные типы” – мирно уживаются в одном херсонском доме и чуть ли не в одних коробках. Все они созданы руками одного человека – мастерицы Ларисы Мельник.
Сколько всего кукол она сделала – сколько можно найти по интернет-запросу: nici игрушки купить в москве - даже не может подсчитать: часть ее работ просто у друзей и родных, часть живет в Голландии, во Франции, Германии, Штатах, России, Белоруссии... Лариса сама удивляется: ведь с детства она была непоседой. Но когда мастерит кукол – часы пролетают незаметно. Говорят, что время, отданное творчеству – это Божье время. Может, поэтому так легко у нее все получается…

От колобка – до подпившего деда Мороза
С детства Лариса очень любила рисовать. Но ближайшее училище было в Одессе. Туда учиться мама не пустила, поэтому училась в Херсоне, окончила кораблестроительный институт. А когда родила дочь, решила сделать кукольный театр для нее, инсценировала самую простую сказку – про Колобка. И это были первые куклы, сделанные своими руками. Были потом еще герои по мотивам русских сказок. Но оказалось, что они не пользуются спросом, а многие современные дети этих сказок вообще не знают. Зато подпивший “дед Мороз” – с бородой на боку, с потерянным валенком и бутылкой из кармана – очень даже популярен…

Они сами рождаются
“Как-то в журнале прочитала интервью с одной женщиной, которая тоже делает кукол. Но она делает их безликими, считает, что кукла с лицом – это что-то из разряда Вуду. Ее куклу можно наделить любым характером, любым настроением, любой внешностью, – рассказывает Лариса. – А я боюсь безликих кукол. Непонятно, что у них на уме. А еще страшнее – фарфоровые, всегда – с мертвой улыбкой… Я делаю понятных кукол. Лучше уж такое “безобразие”: подвыпившие сваты, сплетницы, типичное застолье или базар. Да, образы слегка порочные, но – понятные, веселые и смешные”.
Все герои Ларисы – очень добрые. Даже чертенок, водяной и кикимора лесная – хоть и лукавые, но веселые, уютные! Она вообще злых персонажей не делает. Да и сама садится работать только в хорошем настроении. И не тогда, когда сама решила, а тогда, когда пришло желание работать. И объемные, скульптурные куклы, композиции делает без предварительного эскиза: “Мне проще сразу слепить. Я должна руками чувствовать материал. Когда сажусь за работу, то, честно, даже не знаю, кого сделаю, кто получится. Начинаешь делать голову, и – может вообще не получиться, или получается кто-то другой. Как будто оживает сам по себе. Один только Паныч получился таким, каким его придумала”.

И у каждой своя энергетика
Лариса рассказывает: на одну выставку приходила женщина, по всей вероятности, экстрасенс. Подошла к каждой кукле, руками водила, разговаривала. Потом говорит: вот от этой куклы – хороший заряд, а от этой – слабее… “А была девушка, которая как увидела лесовика, так и “загорелась”: это – мое, мой дух. Я сначала работу не хотела продавать, но пришлось – это, действительно, была ее кукла. А вот людям, которые не понимают, с чем столкнулись, никогда не продам. Была на одной выставке женщина, подошла и спрашивает: “И почем Ваши игрушки?”. Она не понимает, это – не игрушки.
Когда работы не выставляются на выставке, то “отдыхают в коробках”. Лариса редко их расставляет дома: “Представьте, у Вас все стены в зеркалах и Вы весь день только на себя и “любуетесь”, приятно будет? А Паныч – да, стоит в спальне. И хотя он спросонья, взлохмаченный, и собака у него такая же взлохмаченная – люблю, а почему – не знаю”…

Сколько людей – столько характеров
Кукол в современных костюмах у Ларисы Мельник практически не увидишь. Единственное исключение – Сердючка. Когда ее выставили в Киеве, были как раз россияне – обрадовались, все просили продать. А украинцы – нет. Одна женщина вообще подошла и так зло, ехидно: “Нашла, кого сделать. Чи не звезда”.
Лариса считает, что времена, обычаи, государства – все меняется, а вот люди – нет. И характерные черты, что были давно, есть и сейчас. Но зато старинные костюмы – более выразительные, они подчеркивают характер, смотришь и сразу видишь – кто есть кто. Сейчас же одежда – безликая. Снаружи может быть одно, а внутри – совершенно другое. Особенно сложно определить женский типаж, характер.
Сейчас Лариса думает о новой выставке, собирает материалы: “Не знаю, будет ли она актуальной, но очень хочется сделать одесские типажи времен интервенции: там очень много характерных персонажей”.

Ирина Ухварина,
Вгору.-17.01.2008
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.