on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...
> Теми > Візуальне мистецтво > Художнє мистецтво Таврії > «Пензель художника скрізь знаходить стежки...»

 

«Кисть художника везде находит тропы...»

Известный на всем постсоветском пространстве художник Леонид Владимирович Брюммер родился 24 сентября 1889 года в Херсоне.

Родителями будущего художника были обрусевший немец Владимир фон Брюммер и француженка Мари Гутьер. С ранних лет Леонид увлекся живописью. Состоявший в родстве с Брюммерами и Гутьерами преподаватель рисования первой мужской гимназии Херсона Иосиф Феглер, окончивший Имперскую академию художеств в городе Вильно, стал первым учителем мальчика. Возможно, благодаря своему учителю Леонид на всю жизнь связал свою судьбу с художественным творчеством. Потом была учеба в Киевском художественном училище, которое будущий мастер окончил с отличием в 1915 году.

Затем продолжил обучение в Петербургской императорской академии художеств, Украинской академии искусств. В этот период Брюммер много работает, пишет этюды, картины, участвует в художественных выставках. Херсонская газета «ЮГъ» от 23 апреля 1913 года в статье, посвященной 5-й городской выставке картин, писала: «Г-н Брюммер - художник вполне уже законченный, ясно и определённо высказывающийся и в этом отношении почти единственный у нас из тех, о которых стоит призадуматься...» Первая, мировая война и последующие за ней годы революционного хаоса, круто изменившие жизнь всей страны, не позволили Леониду закончить образование. Началась эпоха выживания. Но как бы тяжело ни было художнику в суровые будни строительства нового общества, среди безразличия и непонимая толпы, он продолжал творить. Работая сотрудником секции охраны старины и музеев в Киеве, фотографом-ретушером районной газеты в Крыму, фотографом-художником в Орле, Леонид никогда не расставался с кистями и красками. «Устаю, больше, когда не имею возможности взять в руки кисть...» - писал художник херсонскому другу Георгию Курнакову.

Ялтинский период
Еще до революции, живя в Ялте и Старом Крыму, Брюммер увлекся пейзажем. Именно это направление в его творчестве доминирующее. Ведь как, живя в Ялте, не стать маринистом?! Этюды на морскую тему, быт Крым-чан, картины из жизни города и окрестностей - лейтмотив творчества художника в 10-20-е годы. Горные и степные пейзажи четко просматриваются в период жизни художника в Нальчике, куда он переехал в 30-е годы.
В Крыму жизнь художника была яркой и разнообразной: сотрудник секции охраны старины и музеев, а затем сотрудник по декоративно-плакатной работе и руководитель государственных свободных художественных мастерских в Ялте; фотограф-ретушер районной газеты «Борьба» в городе Старый Крым.

Павлодарская ссылка
Затем началась Великая Отечественная война, и Брюммера, как этнического немца, депортировали в Павлодар. По счастью, уезжая в ссылку, он захватил с собой ранние работы: натюрморты, крымские пейзажи с дореволюционными дачами и усадьбами, превращенными в советские дома отдыха, общежития, но еще сохранившими налет прежней жизни. В государственном музее Джамбульской области есть отдельное здание - Художественный музей Брюммера, где выставлены его работы. Здесь сохранилось около 1200 работ, но в маленьком здании все работы не помещаются, и приходится ежемесячно менять экспозицию.

- Видимо, из-за некоторой обиженности и депрессивности павлодарский период творчества Леонида Владимировича Брюммера отличает некоторая хмурость и мрачность, - рассказывала в одном из интервью главный хранитель фонда Джамбульского историко-краеведческого музея, где содержится большая часть работ художника, Эльма Дильдибаева. - Это отражают и натюрморты, и портреты современников, написанные им в это время.
Несмотря на свою плодовитость, современникам Леонид Брюммер был известен мало, хотя и был с конца 30-х годов членом Союза художников СССР. Работы при жизни он почти не продавал, завещав около 1000 живописных произведений областному музею. Наследие творца было передано туда лишь в середине 90-х годов. К счастью, сотрудники музея восстановили биографию художника и добились решения об открытии персонального музея, реализовав его мечту.

Казахстанская оттепель
В оттепельные 50-е Блюммер переехал в Тараз (тогда Джамбул) и вел там неприметную жизнь художника-оформителя городского парка - типичное занятие непризнанных мастеров. Тем не менее, новая жизнь вдохнула в него новые силы. Работы того времени лучатся оптимизмом и жизнеутверждающей силой. Художник писал восточные базары, неповторимую южную архитектуру в зелени садов, весеннее цветение парков, прекрасные букеты. И это несмотря на то, что даже к старости он оставался доволен своей жизнью и не особо стремился к славе и признанию.
В 1971 году Леонида Брюммера не стало. Свои картины он завещал городу. При поддержке посольства Германии в Казахстане более тысячи его работ были отреставрированы и размещены в залах открытого в 2000 году Художественного музея Леонида Брюммера.

В 2002 году, к 2000-летию города Тараз, при Джамбульском областном историко-краеведческом музее состоялось торжественное открытие Художественного музея Леонида Владимировича Брюммера. Там разместили более тысячи картин художника. В настоящее время помимо именного Художественного музея часть работ Брюммера находится в постоянной экспозиции Государственного музея искусств, есть они и в частных коллекциях. За последние годы картины Брюммера экспонировались в Париже на Международной конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО, в городе Костанае, трижды - в городе Алматы, дважды - в Казахском государственном музее искусств имени Кастеева, в частной галерее «АКК». Немецкое посольство города Алматы и общество немцев Жамбыльской области оказывают всяческую поддержку и спонсорскую помощь в содержании музея и проведении выставок. Проявляют интерес к художнику и на его этнической родине - в Германии.

Чтобы ознакомиться с творчеством Брюммера, художественный музей посетил доктор философии Института германских и восточно-европейских исследований Геттинского исследовательского центра Альфред Айсфельд. В знак уважения к памяти Леонида Брюммера его имя внесено в «Антологию искусств Казахстана». Когда-то, в самом начале творческого пути молодого художника, херсонская газета «ЮГъ» с восхищением писала: «Г-н Брюммер - художник такого типа, у которого нет ничего незаконченного - нет недопетой песни, нет оборванного аккорда. Это художник настроения не случайного, не странного, а наоборот - плотно слиянного с природой, только ею одной подсказанного. По натуре нежный, меланхоличный и потому отзывчивый не столько на общее, сильное в природе, сколько именно на ее нюансы, на то, что не кричит о себе, а скромно прячется в полутонах и там поет свою тихую, нежную, еле уловимую, почти недосказанную мелодию! Художник, уделяющий свое любовное внимание даже недосказанному, и так чутко и правдиво».

Ровно через 90 лет - 26 сентября 2003 года корреспондент газеты «Неделя» Филипп Маторин, впервые познакомившийся с творчеством Брюммера в галерее «АКК», дополнил вышесказанное: «Я познакомился с человеком очень тонким, очень интеллигентным, очень ранимым. Леонид Брюммер - творец, который прожил трудную жизнь. Мне показалось, что он никогда не был по-настоящему молодым. Уж больно чиста его палитра, очень реалистичны прорисовки. Он не шокирует, он умиротворяет и просит подумать о вечном и собственной сущности».

Руслана Митюхина
«Наддніпрянська правда плюс».- №38 (49).- 02.10.2014.- стр.4

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.