Куда зовёт Родина-мать в Новой Каховке?
В сегодняшней Украине издеваться над символикой времен СССР стало своеобразной модой. Но кое-кто глумится и над нашей историей, и над победой советского народа в Великой Отечественной войне. Тенденция эта зашла так далеко, что уже не только фашиствующие молодчики, но и обычные новокаховские предприниматели позволяют себе вопиющие выходки.
Хотя, наверное, не совсем обычные — согласитесь, использовать для рекламы живого пива символ Родины-матери нормальному человеку в голову не придет. Неужели авторы злоупотребляют собственным товаром и оттого морально деградируют? Замдиректора КП «Агентство регионального развития» Алексей Чирков в использовании знаменитого плаката грузинского художника Ираклия Тоидзе для рекламы пива ничего крамольного не видит, несмотря на явное нарушение законодательства.
Согласно ст. 7 раздела II закона «О рекламе»:
1) основными принципами рекламы являются законность... использование форм и средств, не наносящих потребителю вреда;
2) реклама не должна подрывать доверие общества к рекламе;
3) реклама не должна содержать информацию или изображение, которые нарушают этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегают правилами пристойности.
А ст. 8 запрещает распространение и использование рекламы, содержащей элементы цинизма, унижения человеческой чести и достоинства.
Как характеризовать использование образа Родины-матери для рекламы пива, если не как крайнюю меру цинизма? Эта реклама содержит оскорбительные образы и выражения не только в отношении объекта культурного наследия, но и унижает достоинство ветеранов Великой Отечественной войны и иных граждан.
Г-н Чирков открещивается от содержания лайтбокса, апеллируя к тому, что КП занимается непосредственно размещением наружной рекламы, а не ее содержанием. Но даже в этом случае возникает несколько вполне законных претензий.
1. Согласно ст. 22 реклама алкогольных напитков не может размещаться ближе чем за 300 м в прямой видимости от территории учебных заведений, где учатся дети возрастом до 18 лет. На расстоянии не более 100—150 м от кощунственного лайтбокса находится приборостроительный техникум, где учатся 14—18-летние подростки.
2. В той же статье указано, что реклама не должна формулировать мысль, что употребление алкоголя является важным фактором в достижении успеха в социальной сфере. А тут подтекст ясен: выпил живого пива—и ты настоящий патриот.
3. Самое основное — данная реклама пропагандирует не конкретное питейное заведение, а вполне определенные марки пива. А значит, согласно п. 7 статьи 22 внизу рекламного плаката не менее 15% площади обязательно должно быть отведено под предупреждение «Надмірне споживання пива шкідливе для вашого здоров'я».
Отсутствие такого предупреждения является грубым нарушением закона «О рекламе». Если ни директор КП Павел Ярмий, ни его заместитель Алексей Чирков не увидели в размещении такого лайтбокса нарушения законодательства, есть основания усомниться в их некомпетентности. Не говоря уж о моральных качествах.
В России в текущем и прошлом году антимонопольный комитет жестко пресекал попытки использования подобных плакатов в рекламных целях. К примеру, владелец магазина, торгующего подержанными запчастями дня автомобилей японского производства, использовал плакат «Родина-мать зовет!» и в тот же день был оштрафован на 500 тыс. рублей. Тут же речь идет даже не о деталях, а о пропаганде пива, ассоциацирование которого со священным образом Родины-матери преступно. Но что нам до того, если в стране активно пропагандируется нацизм, шовинизм, неприятие истории украинского народа и межрасовая рознь? Вот если бы изобразили С. Бандеру, алчно заглатывающего хмельную продукцию, сознательные граждане взвыли бы аж до Страсбургского суда.
Благо дело Херсонщина, в отличие от некоторых областей Украины, в подавляющем большинстве свято чтит подвиг наших дедов. Общественность Новой Каховки сделает все, чтобы и заказчики, и должностные лица, разрешившие размещение этой мерзости, понесли заслуженное наказание, а сам лайтбокс, позорящий наш город, был незамедлительно уничтожен.
Юрий Ковальчук
«Свобода слова».- № 26 (516).- 02-08.07.2010.- стр. 1