on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Релігії в Таврії > «Ладан, иконы, керамика — почтой…» Чтобы праздник удался, кто-то должен потрудиться

«Ладан, иконы, керамика — почтой…» Чтобы праздник удался, кто-то должен потрудиться

22.04.2006

Паломничество в храмы достигает апогея, превысив даже рождественско-крещенский пик. Очереди за куличами, яйцами и другими символами великого праздника напоминают времена советской эпохи дефицита…

Не меньше мирян собирается у ларьков и магазинов, торгующих церковными принадлежностями: иконами, крестиками и свечами, как бы давая понять, что даже такие «небесные товары» не падают на землю как манна. Для того чтобы достойно отметить религиозный праздник, нужно иметь определенные атрибуты, создающие особую, светлую атмосферу таинства. И этот деликатный товар кто-то производит и продает… Что же сегодня происходит в этой сфере?

Направляясь в праздничный день в церковь, прихожане в первую очередь останавливаются у притвора или иного особого уголка, который в народе именуют «свечным ящиком» — именно здесь выстраивается основная очередь желающих приобрести свечи. Делая своего рода пожертвование, верующие покупают достаточно дорогую восковую либо относительно дешевую парафиновую свечу — у кого какие возможности. Надо сказать, продукция пользуется колоссальным спросом.

Из воска и парафина
Восковых свечей для всего населения Украины просто не хватит. В этом уверены эксперты, поскольку пчелы не в состоянии добыть такое количество воска.

Вместе с тем большинство известных храмов (например, Печерской лавры) не разрешают использовать в своих стенах парафиновые свечи — копоть может испортить иконы и настенную роспись. Поэтому, направляясь в церковь, предпочтительнее покупать смешанную свечу — из парафина и воска либо хотя бы свечу из очищенного парафина.

Цены на свечи зависят от производителя и торговой точки, но в среднем колеблются от 1,5 до 5 гривен за восковую свечу, от 25 копеек за смешанную и около 12 гривен/килограмм — за парафиновые. Кстати, в подземных переходах и сомнительных палатках зачастую продаются свечи, рекламируемые как восковые, хотя содержат всего лишь медовый ароматизатор и красители. Тем не менее невысокая цена — от 15 до 75 копеек — делает этот товар ходовым.

Чтобы найти свой «рецепт» свечи, мастер тратит не один год. В Украине свечи делают старым барабанным методом. Каждый мастер имеет свои секреты, а работники частных предприятий, производящих свечи, подписывают договор о неразглашении коммерческой тайны. Так что свеча — это своего рода скрипка Страдивари.

Дело с благословения архиерея
Для занятий предпринимательской деятельностью на поприще православия необходимо получить благословение архиерея, хотя нарушитель несет чисто моральную ответственность — никаких «материальных» санкций церковь не применяет. А вот покупатели (особенно настоятели храмов) будут обходить такого предпринимателя стороной.

Церковные атрибуты продаются как при церквях, так и в магазинах, но статус у субъектов такой хозяйственной деятельности разный. Производители и предприниматели, торгующие церковной утварью, облагаются налогами и контролируются налоговыми службами, как и все ЧП.

Что касается церкви, то товары, которые производят монахи, согласно распоряжению Кабинета министров от 1997 года, обычно относятся к перечню товаров, не облагаемых налогами.

Интересен международный опыт: в Германии, например, гражданин, заявивший о своей принадлежности к той или иной религии, платит налог на содержание церкви, причем достаточно ощутимый.

В Израиле конкретный участок территории закреплен за определенным раввином, и прихожане платят налог на его содержание. Это неудивительно, поскольку раввины проходят длительное обучение и имеют право присваивать магазинам знак кошерности.

В России Госдума разрешила церковным организациям и их предприятиям торговать предметами культа и религиозной литературой без кассовых аппаратов. Предприниматели, занимающиеся этой деятельностью, налогов не платят, а ощутимую часть дохода Московской патриархии составляет ее всемирно известное художественно-промышленное предприятие «Софрино», которое специализируется на выпуске церковной утвари.

Многие товары церковной принадлежности не имеют сертификатов качества, а изделия из драгоценных металлов — пробы, поскольку производятся монахами. Это является удобной лазейкой для всякого рода нечестных дельцов. Так, работники московской милиции выявили преступную группу, торговавшую предметами православного культа, привезенными из-за рубежа: серебро поступало из Польши, золото — из Турции и Италии. Ясно, что никакого отношения к монахам такие изделия не имели, а доходы от их продажи шли вовсе не на нужды храмов.

В Киеве всевозможные лавки, торгующие подобными товарами, можно встретить довольно часто — возле станций метро, неподалеку от церквей. Здесь можно за 3—5 гривен купить брошюрку на религиозную тему, за 50 гривен — венчальную пару икон, а за 12—15 гривен — лики святых…

Ясно, что товары в переходах и им подобных местах вряд ли освящены. Прикрываясь фальшивыми разрешениями, их владельцы умудряются торговать в двух шагах от Печерской лавры и центральных киевских соборов. Обывателю кажется, что товары в таких точках намного дешевле.

Однако сделать качественную покупку за реальную цену и при этом получить действительно освященный товар можно только в хорошо зарекомендовавших себя магазинах.

Рассказывает директор Белоцерковской иконописной школы и магазина церковных товаров Леонид Бачинский:

— Обижает, что наши люди покупают бытовую технику за огромные деньги, а, приходя в магазин за иконой, стараются выбрать подешевле, сэкономить. Раньше в каждой комнате висело по иконе, а сейчас украинцы хватаются за голову только, когда нужно венчать детей. Поэтому желательно, чтобы в каждом доме была хотя бы пара икон для венчания (именно такими, передающимися из поколения в поколение, иконами совершали этот обряд). Хорошо иметь икону Николая-Чудотворца, Иверскую Пресвятую Богородицу, Тайную Вечерю. Пара икон стоит в нашем магазине от 50 до 120 гривен. Более состоятельные люди заказывают икону избранных святых (с изображением всех святых, именем которых названы члены семьи), пусть они и жили в разные эпохи. Это воистину семейная реликвия. Стоимость работы определяется материалами, и в среднем составляет около 2000 гривен…

Ладан и эфирные масла
из Греции
Сегодня церковной утварью в Украине торгуют, что называется, с размахом — специализированные издания переполнены объявлениями: «Купола и шатры — под ключ», «Ладан, иконы, керамика — почтой», «Масло лампадное — фасованное и на разлив»… Звучит непривычно, но, что ни говори, это тоже вид предпринимательской деятельности.

Иконописная школа Бачинского открылась в Белой Церкви в 1992 году, а через несколько лет, когда накопилось продукция, пришлось открыть магазин для ее сбыта.

Сегодня произведения мастеров школы хорошо знают в России, Беларуси, Молдове и даже Узбекистане. В Сочи есть два иконостаса белоцерковских умельцев.

То, что отсутствует в ассортименте магазина, предприниматели берут у своих коллег — это подсвечники, цепочки и крестики, которые, кстати, наполовину дешевле, чем в ювелирных магазинах: стоимость обычной серебряной цепочки 25—30 гривен. Такие изделия имеют пробу, а секрет их низкой себестоимости продавцы не спешат открывать.

Для тканей в магазине просто не нашлось места. Кстати, самые красивые и качественные производят в Греции и Иерусалиме. Ткани эти самые дорогостоящие, поэтому в украинских приходах используются редко. Пришедшие в упадок за годы советской власти церкви просто не в состоянии их покупать. До недавнего времени ткань получали из подмосковного Софрино, но сейчас Киевская митрополия наладила выпуск церковных тканей неплохого качества. Они производятся по зарубежной технологии, красивы и намного дешевле российских.

Ладан и эфирные масла в Украину традиционно поступали из Греции, причем больше всего славится афонский ладан. Килограмм такого драгоценного товара стоит около 50 долларов.

На территории греческих монастырей и в церковных лавках стоимость 50-граммового пакетика ладана составляет от 1 до 5 евро, в зависимости от сорта (там их большое разнообразие).

Для сравнения, в магазинах за 20-граммовый пакетик ладана нужно отдать 3—5 гривен, но его принадлежность к греческому производству еще нужно доказать. Украинские институты давно пытаются разработать свой ладан на основе воска, ладанового дерева и других пахучих компонентов, благо спрос на него всегда большой. Пока удалось наладить производство эфирных масел (их выпускают в Крыму), а вот второй компонент ладана — смолу — приходится завозить из Греции.

Антикварные вещи можно встретить только в крупных художественных салонах столицы, там можно увидеть подлинники XVIII — XIX и даже XVII столетий, а также современные иконы, произведенные в профессиональных иконописных мастерских — с бархатным тыльником и окладом из чеканного серебра. Попадаются и живописные работы, например, изысканная живопись на кипарисовой доске с Афонской горы русского Пантелеймонова монастыря. Цены — от 200—400 до 25 тыс. гривен…

— Наши иконы выполнены в классическом и византийском стиле темперными и масляными красками, — рассказывает Леонид Бачинский — а в качестве материала мы используем липу и дубовое дерево. Цены на свою продукцию стараемся сдерживать, но она все равно повышается, когда поднимаются цены на электроэнергию, лаки, краски и другие материалы. В нашей иконописной школе ежегодно осваивают иконопись, резьбу по дереву, чеканку несколько детей, это будущие мастера.

Практически в каждом храме Белоцерковского района есть наши работы. Среди товаров Киевской митрополии — наша продукция, есть она и в странах СНГ.

Некоторые церковные атрибуты — наша гордость — можно изготовить только под заказ — это иконостасы, которые нельзя купить ни в Софрино, ни в Митрополии (может не подойти какая-то часть из-за размеров и архитектурных особенностей храма).

Продукты донецкого производства
В каждой религии есть свои неповторимые особенности производства и использования церковной утвари. В католических костелах продавать церковные принадлежности не положено — только возле храма. В некоторых западных странах, где преобладает католицизм, например, в Польше, подобная предпринимательская деятельность — дело привычное, причем разрешения церкви на это не нужно.

Во многих городах Украины нет своих католических костелов либо их не возвратили верующим. Иконы, фигуры святых и духовную литературу местные католики заказывают через свою общину в Польше. В Украине есть только издательский отдел «Кайрос» Института религиозных наук св. Фомы Охтинского и издательский отдел «Свічадо».

Свечами католики не пользуются, но в столичных костелах есть специальный ящик со свечами для православных, которые захотели посетить костел.

На Пасху, которую в этом году католический мир отметил на неделю раньше православного (кстати, в следующем году они совпадут по времени), прихожане используют те же яйца, куличи и шоколадные фигурки, причем своего производства таких праздничных атрибутов у католиков в Украине нет.

Песах, который иудеи Украины отмечают почти одновременно с Пасхой, не требует особых церковных принадлежностей. Еврейские общины получают кошерную мацу и виноградный сок из Израиля, которые бесплатно раздают верующим. Церковные атрибуты иудеев не столь разнообразны, как у некоторых других конфессий — это Сидур (в переводе на наш язык «Порядок») — о том, как правильно читать молитвы, кипы (шапочки, которые верующие одевают в знак того, что они преклоняются перед богом) и минора — семисвечник.

Торговать церковными принадлежностями у иудеев не принято, исключение составляет кошерная пища, которую привозить из-за рубежа дорого и далеко. Поэтому производством подобных продуктов занимаются предприниматели из Донецка. Они производят по особым технологиям майонез, молочные изделия и некоторые другие продукты питания. Торговля кошерной пищей широко распространена в Израиле.

Кипы и некоторые другие предметы церковных принадлежностей изготовляются Федерацией иудейских религиозных общин, которая находится в Днепропетровске, но вся эта продукция распространяется как гуманитарная помощь.

Евангелическо-лютеранская церковь не одобряет торговли предметами религиозного культа. В больших храмах свечи просто лежат для нужд верующих, а рядом стоит копилка, в которую прихожане бросают — кто сколько сможет, а порой и берут бесплатно, это никем не контролируется. Религиозную литературу и газеты верующие получают из России — от петербургских одноверцев, эта продукция идет через Одессу. В небольших городах религиозные общины располагают скромными церковными атрибутами — это переносной алтарь и парамонт. На Пасху среди прихожан этой конфессии принято украшать дома весенними венками — с цветами, использовать яйца и шоколадные фигурки…

Автор: Наталья ВАРЕНИК
Зеркало недели .-2006.-22.-04

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.