on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Скороход Олександр Миколайович > 220 років тому Херсон був зоною вільної торгівлі

 

220 лет назад Херсон был зоной свободной торговли

Поручив адмиралу Алексею Сенявину подыскать место будущего адмиралтейства для строительства кораблей Черноморского флота, Екатерина ІІ не подозревала, что за этим следил некий французский торговец. Хотя Франция была негласным союзником Турции в войне с Россией, негоциант всей душой желал поражения туркам. Он был далек от политики и руководствовался своими коммерческими целями. Его мечтой было освоить огромный российский рынок. Но следовать не проторенным путем – Данциг, Эльбинг, Кенигсберг, по которому только транспортные расходы съедали 60% прибыли. А приблизиться к этому «пирогу» морским путем.

Имя этого француза – барон де Сен-Жозеф Антуан. Для исполнения своего замысла он даже не на один год поселился в Константинополе, чтобы иметь наиболее полную и достоверную информацию о строительстве Херсона – первого порта на Черном море. Именно через него Антуан решил вести торговлю с Россией, связав Черное море со Средиземным. Для реализации плана барон должен был заручиться поддержкой своего правительства. В одном из писем в Париж он писал: «Ограда этого города огромна, улицы широкие и прямые, большая часть площади застроена. Двор (окружение монарха) не смог еще заняться украшением этого зарождающегося поселения. Вначале территория Херсона представляла собой пустыню, лишенную деревьев, его земля не дала ничего ни для строительства города, ни для пропитания жителей, все здесь было сделано и перевезено с помощью рук и денег».

Следующим этапом осуществления замысла Антуана стало ознакомление со своим проектом российского посланника в Константинополе Николая Стахиева. С его рекомендациями в адрес главного строителя Ивана Ганнибала Антуан и отплыл в Херсон в 1780 году. Купец хотел ознакомиться с потребностями края и определить товары для вывоза.

В Херсоне неугомонный купец добился аудиенции у самого князя Потемкина. Зная о неограниченной власти светлейшего, Антуан просил его о предоставлении ему торговых льгот: разрешить французским торговым судам плавать под российским флагом, аннулировать или уменьшить различные пошлины, предоставить право свободного вывоза русских товаров, даровать французам в Херсоне те же привилегии, какими они пользуются в Петербурге. Князь нашел просьбы негоцианта достойными внимания Екатерины ІІ и переслал ей прошение Антуана с благоприятным для последнего личным докладом. Не дожидаясь решения императрицы, Потемкин предоставил барону все льготы, о которых последний ходатайствовал.

Время – деньги. Этой фразой воспользовался француз, отправивший в 1781 году в Херсон груз турецких товаров. Напористость купца была оценена. В июле 1782 года вышел из-под пера Екатерины ІІ указ, по которому было объявлено о полной свободе торговли зерном и лесом, а также разрешено основать в Херсоне «банковую контору» для обмена иностранной валюты на звонкую российскую монету. Параллельно в указе был обнародован тариф на таможенные пошлины. Для иноземных купцов она была уменьшена на 25% за исключением некоторых видов товаров. Самому Антуану в Херсоне вручили три патента, на основании которых он имел право на трех своих судах поднять российский флаг и пользоваться его преимуществами. Счастливый негоциант уже потирал руки от будущих прибылей торговли с Херсоном, как вдруг на город грянуло моровое поветрие – чума. Пришлось все бросить и спасаться бегством в Турцию.

Лишь в январе 1784 года два крупных судна взяли курс из Марселя на Херсон. Французский барон загрузил их трюмы вином, тонким сукном, рафинадным сахаром, пряностями, шелковыми материями, соленьями, принадлежностями туалета, мебелью, вареньем, ликерами и красильными веществами. Этим рейсом началась торговля Франции с Россией через Херсон. Антуан предвидел, что из-за мелководья устья Днепра его глубокосидящие суда не смогут подойти к херсонской пристани. Дальновидный купец приобрел ластовое судно (мелкое портовое плавсредство), сидящее в воде на 6 футов глубины (1,83 м). С его помощью груз мелкими партиями перевозился в Херсон из Глубокой Пристани (достроечная военно-морская база Херсонского адмиралтейства). Находилась она в лимане между современными сёлами Софиевка и Широкая Балка Белозерского района. В июне 1784 года суда взяли курс на Марсель, увозя в трюмах пшеницу, сало, щетину, чай, льняные и конопляные семена. Торговые взаимоотношения обеих стран росли.

Военный министр Франции обратил внимание Антуана, что флот нуждается в мачтовом лесе и пеньке. Военным ведомством в херсонский торговый дом Антуана из Тулона был командирован специальный мачтовый мастер, которому было предписано производить заготовку леса. Предприимчивый француз Антуан не ограничивался вывозом сырья. Чтобы облегчить и расширить свои торговые операции. Купец прислал из Франции в Херсон солильщиков, бондарей, свечных мастеров, строителей плотов.

Пик внешней торговли Херсона приходится на 1785 г. после обнародования манифеста Екатерины ІІ, которым иностранным державам было объявлено право свободной торговли с Херсоном. Этим документом разрешалось иностранцам селиться в нашем городе при условии принятия российского подданства. Тогда же было удовлетворено ходатайство Польши о предоставлении ей торговых льгот. Учрежденная в 1783 году компания «Черноморская Торговля» во главе с князем Потемкиным и графом Мошинским открыла в Херсоне торговый дом. Свои склады здесь расположили польская комиссия Заблоцкано, константинопольская – Фродинга, австрийская – Фабри, российская – Масленникова. Но открывателем Херсона как первенца внешней торговли на Черном море остался барон де Сен-Жозеф Антуан.

Александр Скороход
Джерело інформації: "Гривна".- № 10(530).- 03.03.2005.- стр. 19

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.