on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Магистр Алхимии

01.06.2003

Имя Виталия Крыжановского известно далеко за пределами Херсона. Коллеги из Николаева называют его одним из авторитетнейших дизайнеров Юга Украины. Член Союза дизайнеров Украины. Член Союза рекламистов Украины. Дипломант международных специализированных выставок. Участник и дипломант Всеукраинской акции «Лидеры регионов» (2002).

Неожиданно для многих с февраля 2001 года Виталий Крыжановский стал старшим преподавателем графического дизайна в Херсонском отделении Государственной Академии руководящих кадров культуры и искусств. В настоящее время готовит научную работу по методике преподавания графического дизайна на соискание кандидатской степени. С апреля 2003 года – доцент кафедры информационных технологий и дизайна Херсонского государственного технического университета. С 20 июня по 3 июля планируется персональная выставка Виталия Крижановского в Киеве.

Что подтолкнуло вас к преподавательской деятельности? Неужели у ведущего графика Херсона стало меньше работы?

Город как-то очень быстро обзавелся сразу несколькими образовательными центрами, заявившими о профессиональной подготовке будущих дизайнеров. И на базе существующих вузов, и как развитие ранее определенной концепции художественного образования. Не отреагировать на это было просто невозможно. И как члену правления областного отделения Союза дизайнеров Украины, да и как дизайнеру с двадцатилетним стажем. Накопилось множество собственных ошибок, которыми можно и поделиться.

Идеология непрерывного образования (художественная школа - дизайн-лицей - кафедра дизайна) привлекла своей очевидной логикой и перспективностью. Определяющим фактором стала предоставленная свобода в реализации собственных авторских методов и направлений обучения. Именно так: методы и направления. О сформированной методике можно будет говорить через год-два. Очень многое нужно «обкатать», найти нужную тональность и динамику. Потом... Потом опять все переделать.

Недавно произошло существенное уточнение в формулировках курса. Отныне курс называется «Дизайн визуальных коммуникаций». Смещение акцентов, – на первый взгляд, формальное – на самом деле отражает то внимание, которое уделяется основам профессионального мышления. В первую очередь, профессионал от зашореного ремесленника тем и отличается, что, находясь в промежуточных организационных и технологических звеньях, видит конечную цель общих усилий.

Так что работы меньше не стало. Наполнение «рабочих папок» стало другим. Предпочтение отдаю объемистым и долгосрочным работам, и мастер-класс - это вполне естественное развитие реальной практики дизайнера. В нашей системе образования порой от учащегося требуется знание «от сих до сих».

Насколько сложно преподавать неконкретные дисциплины, касающиеся искусства? Да и можно ли понять, что «неправильный» студент – будущий гений?

Почему же неконкретные? Конкретика в графическом дизайне определена конкретикой рынка и рыночных отношений. Безусловно, понимание глобальных основ визуальных коммуникаций требует достаточной степени абстрагирования. Абстрагирования от «рецептурных» технологий и каких-то готовых, уже кем-то придуманных схем. Поэтому сложнее всего настроить студента на то, что продукты его будущей практики в виде товарных знаков, упаковки, этикетки и прочего – это не какой-то вид оформительского искусства или способ самовыражения, а один из инструментов реализации той или иной маркетинговой стратегии вполне конкретного предприятия на вполне конкретном рынке со своими конкретными характеристиками. В конечном итоге важен баланс «не больше, но и не меньше».

Дизайнеры-графики не в состоянии влиять на содержание рыночных коммуникаций. Область наших профессиональных интересов определена опосредованием потоков информации визуальными средствами. А уж здесь всегда есть место поиску нового, оригинального, проявлению и шлифовке авторской манеры, оригинального авторского почерка. Реальная работа дизайнера не ориентирована на галерейные дискуссии и богемные интриги. Наверное, поэтому концепция мастер-класса лишена поэтики и драматизма «непонятых дарований». Ценится и поощряется обособленность к будущему участию в продвижении товаров, услуг, формировании достойного и привлекательного имиджа города, региона, государства. В рамках цивилизованного рынка, этических норм и патентного законодательства. Графический дизайн затратен, и лучше сразу, еще на стадии обучения, уяснить, что ошибки, небрежность, сомнительная или неуместная авангардность – все это имеет реальный денежный эквивалент.

Итак, дизайнер-график Виталий Крижановский стал преподавателем. Достаточно неожиданно. Об этом он рассказал в первом номере журнала. Результат – защита первых дипломных проектов под его руководством. Причем защита проходила не где-нибудь, а в Киеве – в стенах Государственной Академии руководящих кадров культуры и искусств. Об этом – в продолжении интервью с мастером.

Удалось ли вам за 2,5 года преподавательской работы открыть новые имена? Для себя?

Да. У студентов есть все возможности проявить себя в разных направлениях. Это не остается не замеченным. Кто-то, определенно, – с даром живописца, кто-то 0 WEB-дизайнера. Но только к диплому становится ясно, в чем может быть силен тот или иной студент. К начальному опыту добавляются еще и сугубо личные характеристики, которые во многом могут определить будущую специализацию в дизайне и стать основой авторского почерка. Я очень благодарен своим первым «дипломницам» за замечательную рабочую атмосферу и взаимное доверие друг к другу. Они очень разные. Четыре непростых характера, абсолютно разная энергетика, четыре неповторимых сочетания эмоций и логики. Динамичная Оля Добель – сама коммуникабельность. Прирожденный график и поэтическая натура – Таня Филиппова (Мойсеенко). Энергия трех электростанций и танкового корпуса Ани Лановенко (Зубенко). Сложный внутренний мир, предельно критическая самооценка и какая-то генетическая интуиция – Оля Шевченко (Фейнштейн).

Я не ставлю себе в заслугу, что вот так хитро «вычислил» темы их дипломных работ. Совпадение их личных предпочтений и моих интересов как дизайнера и руководителя работ – никакой метафизики здесь нет. Это нормально, и так должно быть. Тогда и результаты можно ожидать серьезные. А четыре «пятерки» и три «красных диплома» – это не только уровень дипломной работы, – это логичный итог всего процесса обучения в стенах кафедры. Но все же, особо стоит отметить графическую программу «Гилей». Все шло ровно и гладко, пока не появились материалы из архива Татьяны Вазиной. Материалы уникальные, которые сами проникали в работу, радикально меняя весь характер дипломной работы. Начали возникать тупиковые ситуации. Требовалась предельная деликатность, предельная лаконичность в монохромных решениях, «давил на психику» возможный резонанс на эту работу в городе. Итог? Итог достойный. Тем более, что дипломной работе предстоит увидеть свет. Уже в тираже. Мы очень признательны директору КТТФ «Тимэкс» Олегу Кальченко за спонсорское обеспечение всей полиграфии для компакт-диска «Гилей». И, конечно же, выражаем свою признательность Владимиру Сальдо и Олегу Белоглазову за помощь в подготовке экспозиционной части дипломных работ. Осталось решить последнюю проблему – оцифровка и редактирование одной из последних записей «Гилей» под управлением Георгия Вазина. Надеюсь, что к юбилею Херсона диск будет представлен херсонцам и гостям нашего города после защиты дипломов.

Как киевские специалисты оценили уровень подготовки херсонских художников?

Не скрою, что защита дипломных работ прошла очень непросто. Но Херсон в очередной раз доказал, что вправе претендовать на серьезный рейтинг среди региональных школ Украины. Первые итоги обнадеживают, дают много материала для более оптимальной организации учебного процесса. В свой адрес я выслушал столько комплиментов! На персональной выставке такого изобилия не было. Вот теперь деваться некуда. Надо же как-то соответствовать... А что касается места на украинском дизайнерском рынке наших выпускников, то места, я думаю хватит всем. Только для начала надо освоить свой рынок, херсонский. И если уж теснить «варягов», то теснить профессиональным уровнем, оперативностью, лучшим знанием специфики южного рынка. И то, что ориентация как курсового проектирования, так и дипломных работ направлена прежде всего на экономику и культуру Херсонщини, – так это вполне закономерно. Как иначе? Мы здесь живем. Мы здесь работаем. Здесь наша перспектива и реальная возможность общими усилиями формировать лицо херсонского дизайна.

Журнал «Новый фаворит»: № 1 (июнь 2003), № 2 (июль 2003)

Публікація першоджерела мовою оригіналу

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.