on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новини регіону

11.01.2025, 23:11

Архітектура зниклої цивілізації: чи має цінність типова забудова? Розповідаємо на прикладі Херсонської бібліотеки

Одним з прикладів типової забудови є Херсонська обласна бібліотека імені ...
10.01.2025, 23:50

Майстриня з Олешок на Херсонщині виготовляє ялинкові прикраси

Майстриня з Олешок Світлана Русин виготовляє ялинкові прикраси з вати. ...
09.01.2025, 23:19

Фільм “Редакція”, знятий на Херсонщині, покажуть на кінофестивалі у Скандинавії

Стрічку “Редакція” українського режисера Романа Бондарчука, ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XIX століття > Міднолиті хрести з Розп'яттям XVIII-ХІХв.в. (Доповнення)

 

Меднолитые кресты с Распятием XVIII-ХІХв.в. (Дополнение)

В первом выпуске «Летописи Причерноморья» помещена статья В. А. Черникова «Меднолитые кресты с Распятием». Автор рассмотрел типичные, канонические для русской православной церкви виды иконографии Распятия на восьмиконечных крестах. Сделана попытка классифицировать литые кресты по их назначению (бытованию) и выделены два наиболее распространенных типа композиции крестов, исходя из их иконографического содержания.

В настоящей заметке мы опишем некоторые отступления от иконографического канона на примере двух, имеющихся в нашем распоряжении крестов.

В первом случае, представляет интерес для исследования крест с изображением - Спаса Нерукотворного и надписью IС ХС на титле (II тип композиции) где имеется еще дополнительная, не характерная для этого типа, надпись ІНЦИ (Иисус Назарей, Царь Иудейский). Эта надпись, или как ее еще называют старообрядцы «пилатово писание», присуща как устойчивый элемент для кремов I типа композиции (Господь Саваоф, голубь - Дух Святой и надпись IНЦИ на титле).

По нашему мнению, появление на титле креста одновременно двух надписей — наименований Иисуса Христа, могло произойти по заказу прихожан (или священнослужителей) Единоверческой церкви. Единоверческие церкви, задача которых была в примирении (единоверии) старообрядцев с господствующим в России православием, появились после принятия в 1785 году проекта князя Потемкина о переселении в Таврический край старообрядцев.

Во втором случае, нагрудный крест с «упрощенной» композицией Распятия, с помощью некоторых технических приемов при отливке, превращается в крест киотный. Оглавие с горизонтальным отверстием для шнура заменено на квадратную пластинку с изображением Спаса Нерукотворного, ставшую продолжением вертикальной перекладины. А в нижней части креста добавлено секирообразное основание, символизирующее продолжение горы Голгофы.

Таким образом, мастера-литейщики трансформировали один вид креста в другой. Конечно при этом несколько нарушилось первоначальное стилевое единство, что заметно при внимательном сравнении верхней и нижней части с изображением в центре. А изображение в центральной части креста, как до переделки, так и после осталось неизменным.

В верхней части изображен шестикрылый серафим, а надпись над ним - ХЕРУВИМ (такое разночтение на подобного рода крестах встречается довольно часто).
На концах большой горизонтальной перекладины даны поясные фигуры Богоматери и Иоанна Богослова - свидетелей казни.
Изображений копья и трости (орудий страстей Христовых) и соответствующих букв К и Т, а также букв ГГ (гора Голгофа) на этом композиционно «упрощенном» кресте нет.

Типичная надпись МЛРБ (место лобно, распят бысть) сокращена до ЛМ (лобное место).
Сохранены надписи: НИКА (победитель) и ГА (глава Адама). Фон креста залит голубой эмалью, что придает изображению нарядный вид.
Описанные кресты дополняют составленную ранее классификацию крестов, подчеркивают стилевое разнообразие приемов применяемых мастерами-литейщиками.

Джерело інформації: Журнал «Летопись Причерноморья».- №3.- Херсон.-01.03.1999

 
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.