on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Новости региона

18.06.2021, 11:55

У Херсоні відбудеться концерт нового музичного проекту Святослава Вакарчука «Оранжерея»

15.06.2021, 15:39

У липні херсонці зможуть відвідати фестиваль театрів "Молоко"

15.06.2021, 15:36

У Херсоні учасники аукціону знайомились зі своїми ролями у виставі "12 стільців"

> Организации > Театр > Международный театральный фестиваль "Мельпомена Таврии" > «Мельпомена Таврии» 2011, или счастливая чертова дюжина

«Мельпомена Таврии» 2011, или счастливая чертова дюжина

Вот и пролетели незаметно 8 фестивальных дней… Они были чрезвычайно насыщены событиями, эмоциями, знакомствами.
Да и число 13 (пусть в «безопасной» форме 12+1) оказалось для «Мельпомены Таврии» счастливым - и люди собрались интересные, и спектакли великолепные, и уличные события яркие. Правда, совсем уж безоблачным и беспроблемным фестиваль не назовешь - двум зарубежным театрам (из Грузии и Казахстана) так и не удалось доехать до Херсона. Зато другие участники и гости посетили нашу «Мельпомену» - актеры, режиссеры, драматурги, спонсоры, официальные лица.

А уж организация фестиваля в этом году превзошла саму себя (гости и раньше удивлялись и восторгались умением Херсона встретить, принять, организовать, а на сей раз вообще придраться не к чему). Недаром журналистское жюри наградило наш театр специальным дипломом - за организацию и проведение фестиваля на высоком художественном, профессиональном и организационном уровне. Это - заслуженно!

Дебют удался
На этом награды Херсона не закончились. Наш театр представлял на суд жюри два спектакля молодого режиссера Влады Белозоренко, которые херсонский зритель уже полюбил - «Разговор, которого не было» по пьесе Белецкого и «Дело №» по «Кроткой» Достоевского. Дебют незамеченным не остался - спектакли получили 4 диплома: два — от профессионального жюри, которое назвало Владу «Открытием фестиваля», а исполнителя главной роли в спектакле «Дело №» заслуженного артиста Украины Сергея Кияшко признало одним из лучших актеров - Сергей получил один из трех дипломов как исполнитель лучшей мужской роли. Журналистское жюри также отметило дебют на фестивале, даже дважды: отдельно - режиссера Владу Белозоренко, отдельно – молодого актера Ивана Безсмолого (исполнителя роли Ивана в «Разговоре, которого не было»).

Могли бы и больше…
Если брать шире, наш город имеет непосредственное отношение еще к трем наградам - их получил херсонский режиссер Сергей Павлюк. Хоть и зарекался он пару лет назад больше одного своего творения на фестивале не представлять, да не сдержал слова. Но мы на него за это не в обиде - удалось познакомиться с двумя очень яркими спектаклями, которые должны были бы родиться на херсонской сцене, но были воплощены на подмостках других украинских театров.

Итак, режиссуру «Калигулы» Ровенского областного академического украинского музыкально-драматического театра также отметили оба жюри, в итоге два диплома: от профессионального - за лучшую режиссуру, от журналистского - за «Режиссерский поиск ярких выразительных средств». После прошлогоднего разгрома «Гамлета» такое решение радует (вот только интересно: потому ли, что состав жюри несколько изменился, или стали лучше понимать режиссера?).

А еще одно творение Павлюка - «Наталка-Полтавка» Николаевского украинского академического театра драмы и музыкальной комедии - «взяло» Гран-при от профессионального жюри! И если кто-то из зрителей, отягощенный стереотипом восприятия этого классического произведения, решил «пропустить» спектакль, он во многом ошибся. Вместо привычной и ожидаемой музыки Лысенко мы услышали автентичное народное пение (здесь тоже приложили руку херсонцы: хормейстер - заслуженная артистка Украины Ружена Рублева, композитор и аранжировщик - Олег Коструб), действие проходит в атмосфере народных обрядов, в этнографических костюмах и среди символичных декораций (спасибо черкасским художникам Наталье и Сергею Рыдванецким, знакомым херсонцам по «Страшной мести»). Великолепный динамичный и образный спектакль восхитил и покорил мощнейшей энергетикой.
Все настолько здорово, что даже огорчает... Жаль, что эти спектакли родились не в Херсоне. А ведь могли бы…

Триумф белорусов
Республиканский театр белорусской драматургии в Херсоне любят и знают, и на фестивале они не первый год (даже гастролировали прошлой осенью), и жюри их уважает - меньше трех дипломов с «Мельпомены Таврии» не увозили. В этом же году превзошли самих себя и радовались, как дети, став обладателями пяти наград - спасибо Чехову, природе и самим себе.

Спектакль «Чайка» родился в природных условиях - среди воды и деревьев, на даче у художественного руководителя театра Валерия Анисенко, его продолжают играть и на природе, и на театральной сцене. Херсонцы и гости фестиваля познакомились с версией под открытым небом - представление состоялось в комплексе «Чумацька криниця» под Цюрупинском. Шум ветра, шелест листьев, запах травы, развевающиеся одежды - и пьеса как бы оживает, начинает дышать…
Замечательный актерский ансамбль отметили и профессионалы, и журналисты. Последних игра белорусских актеров «проняла» настолько, что не поскупились на награды актерам за лучшие роли - Денису Паршину (Треплев), Юлии Шевчук (Маша) и Сергею Шимко (Семен Семенович).

Больше спектаклей хороших и разных
Они действительно были очень разные - по классическим произведениям и по пьесам современных авторов, с вымышленным и даже фантастическим сюжетом и основанные на реальных событиях, комедии и драмы, музыкальные и художественные, многолюдные и моноспектакли, музыкальные и «художественные», многоголосые и безмолвные… И почти все попадают под определение «хорошие». А потому были на фестивале и Гран-при, и номинации «Лучший спектакль», «Лучший камерный спектакль», и другие формулировки, дающие возможность не обойти стороной достижения театров. Более того, многие коллективы из областных центров не уступали театрам столичным. Да и глядя на спектакли зарубежные (хоть российские, хоть румынские) понимаешь, что украинский театр - это явление.

Уже который год потрясает Херсон Пермский театр «У Моста» - Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска-2010». Этот авторский театр Сергея Федотова вновь покорил и зрителей (на спектакле «Калека с Инишмана» МакДонаха зал был забит до отказа), и жюри (Гран-при от журналистского жюри и два диплома за лучшие роли второго плана, женскую и мужскую - от профессионального).

Сильнейшее впечатление произвел спектакль Ивано-Франковского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. И.Франко «Нация» по произведению Марии Матиос. Казалось бы, трагические события полувековой давности, происходившие на Западной Украине, от херсонцев далеки, да и сомнения, как встретит наш южный город эти невыдуманные истории, у авторов были. Встретили, точнее, проводили со сцены овациями. Театр получил дипломы как от профессионального жюри (за лучший спектакль), так и от журналистского (за эстетически убедительное воплощение актуальной историко-национальной тематики).

Очень яркой была «Пиковая Дама» Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.Качалова - спектакль можно хвалить по каждому отдельно взятому параметру: режиссура, костюмы, декорации, актерская работа… Много восторженных отзывов от зрителей, но всего одна награда - за лучшую женскую роль от журналистского жюри (Графиня в исполнении Народной артистки России и Татарстана Светланы Романовой).

Второй год неимоверный позитив исходит от румынских спектаклей. На сей раз поднимали настроение выходками добродушного толстяка и трусливого пьяницы в спектакле «Фальстафф-шоу» по пьесам Шекспира. Даниэл Бусуйок (он же Фальстафф) признан профессиональным жюри одним из лучших исполнителей главной мужской роли, а журналистское назвало шоу лучшим комедийным спектаклем. Да здравствуют Шекспир, Брехт и Ясский Национальный театр им. Vasile Alecsandri!

С Шекспиром приехал на фестиваль и главный театр страны - Национальный академический драматический театр им. И. Франко. Давали «Бурю». Чрезвычайно зрелищно, невероятные декорации и стильные костюмы (отдельный респект художникам). Правда, была в зале некоторая сонливость, но ее списывали кто на магнитные бури, кто на волшебную силу искусства, кто на банальную усталость (спектаклем фестиваль закрывался). Без наград франковцы также не остались: от профессионального жюри - за оригинальную сценическую интерпретацию драматургии Шекспира, от журналистского - за освоение классической драматургии. Плюс народный артист Украины Богдан Бенюк (Антонио) признан лучшим исполнителем мужской роли второго плана. А кто бы сомневался!

Мал золотник, да дорог
Конечно, ставить знак равенства между представлениями, где на сцене задействованы десятки актеров, и моноспектаклями крайне неразумно. Потому и существует на фестивале такая номинация, как «Лучший камерный спектакль». Дважды лучшим (отмеченным обоими жюри) признан гриновский «Крысолов» Киевского театра «Вільна сцена», режиссер Дмитрий Богомазов. Это стоило увидеть - как играет актер, как в одном ритме с ним «рисуются» иллюстрации этой удивительной 3-D книги… Недаром художник Александр Чаморсов удостоен специальной награды - за видеографику в спектакле.

Также журналистское жюри назвало лучшим камерным спектаклем «Последнюю ночь в Мадриде» кишиневского театра им. Эжена Ионеско. И пусть зрители не понимали языка, невероятная энергетика актрисы Аллы Меншиковой и сумасшедший темп захватывали. «Нам так понравилось!» - «Девочки, но вы же, наверное, ни слова не поняли!» - «Что Вы, все было понято!»
Часто получается, что именно актеры, представляющие моноспектакли, получают признание. Фестиваль этого года не исключение - Екатерина Леонова (спектакль «Признание в любви» Харьковского центра современного искусства «Новая сцена»), Сергей Детюк («Все, наконец!» Запорожского муниципального театра-лаборатории «VIE»), заслуженный артист Украины Виталий Бондарев и Олег Власов («Загадочные вариации» Театра Одесского разлива «Ланжерон»).
Жаль, что невозможно было увидеть все. Жаль, что столь же невозможно поведать об всем…

Немножко оптимизма
Во время «Мельпомены Таврии 2011» отец-основатель фестиваля и его движущая сила - директор херсонского театра Александр Книга признался: «Одно время мы смотрели на Европу, мол, в Украине театр шароварный, а там настоящий. Сейчас можно уверенно сказать: театр у нас классный. После большинства спектаклей, которые показаны на фестивале, глаза зрителей горят - потому что есть гордость за Украину, за то, что это украинский театр. Наши коллеги из других стран жмут нам руку со словами: «Вы классно делаете театр». Все это говорит о позитивных вещах».

Да, за театр нам не стыдно. Вот только проблем у театров в последнее время поприбавилось. Пытались их озвучить и решить в рамках фестиваля - на совещании директоров театров, на встрече режиссеров с драматургами. И так хочется верить, что финансовые, законодательные, правовые, политические и другие проблемы не затормозят и не уничтожат украинский театр. Просто хочется верить.

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №22 (280).- 02-08.06.2011.- стр.2,15

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.