«Мельпомена Таврии» - рассвет или закат?
23.06.2005
"Любите ли вы театр так, как я его люблю?", - задавался вопросом герой музыкальной пьесы "Мир песен Эдит Пиаф". Любим ли мы театр? Наивный вопрос, на который есть не менее наивный ответ: "А как его можно не любить?". Как может не нравиться священное таинство театрального действия? Многообразие костюмов, смех и слезы, радость и печаль... Наверное, именно поэтому, для меня, как и для многих херсонцев, ежегодный театральный фестиваль "Мельпомена Таврии" становиться настоящим праздником, своеобразным источником какой-то загадочной энергии, заряда которой затем хватает на весь оставшийся год.
Конечно, те, кто творит искусство, тоже люди, и их жизнь, как и многих из нас, зависит от множества факторов: денег, политики государства и множества других изведанных и неизведанных обстоятельств - так, например два театра из ближнего зарубежья не смогли прибыть к нам в Херсон из-за проблем с их властями: белорусов не выпустил "бацька", боящийся, что актеры его страны заразятся вирусом "помаранчевой чумы". У другого театра возникли проблемы с таможней, и он также не смог прибыть в наш солнечный край. Не менее серьезные затруднения принесло и уменьшение государственного финансирования, и то, что Кабмин не дал обещанные 50 тыс. гривень, и прочая, прочая, прочая... В результате, на этот фестиваль смогло приехать гораздо меньше театров, чем на прошлогодний, и их уровень был несколько ниже, хотя по-прежнему являлся (за некоторыми исключениями) довольно высоким.
Седьмая "Мельпомена" была насыщена хореографическими пьесами, которые презентовало три театра: Криворожский театр музыкально-пластических искусств "Академия движения", Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н.Кулиша и наши соседи - Николаевский академический театр драмы и музыкальной комедии. Разумеется, что передать в танце экспрессию чувств - дело довольно сложное, "на пять" с этим сумели справиться только юные артисты "Академии движения" в своем представлении "Реквием". Борьба, боль и страдание, и в то же время - короткие мгновения счастья и любви молодых людей, перенесших все тягости и ужасы второй мировой войны. Трудно передать тот накал страстей, ту энергию, которой заряжали молодые танцоры и танцовщицы зрительный зал. Да и сами юные балерины искренне рыдали, а парни во время батальных сцен настолько погружались в роль, что казалось, будто над ними в действительности свистят пули и снаряды, а в их душах борются естественные чувства: страх, смятение и в то же время готовность сражаться до последнего.
Хореографическая постановка Херсонского театра "Мир песен Эдит Пиаф", - о выдающейся французской певице. Волшебство песен Эдит Госьон (Пиаф), яркие декорации и костюмы, неплохая хореография, оставили светлое и незабываемое впечатление. Николаевцы в своих хореографических новеллах "Грани" сумели с полной страстью отобразить и внутренний мир Творца, его поиск воплощения Идеальной красоты, и борьбу с собственной Силой разрушения, и взаимоотношения влюбленных, горечь разлуки и воскрешение надежды, а затем вновь разочарование - еще немного, и зал разразился бы рыданием.
Среди нехореографических спектаклей, следовало б отметить комедию "Ханума" Нежинского украинского драматического театра им.Коцюбинского, драму "Легенда про скрипку" Киевского государственного цыганского музыкально-драматического театра "Романс" и сагу об Эдит Пиаф под названием "Падам, падам..." Кишиневского муниципального театра-студии "С улицы Роз". Жаль, режиссер театра "Романс" не сумел удержаться от элементов пошлости. Изображение на сцене полового акта перечеркнуло все то высокое, что до этого пытались выразить актеры. И Народный театр "Шанс" г.Новая Каховка во время "Капустника", при отсутствии умения петь, отличился мастерством показывать неприличные жесты и материться со сцены. Реакция зала была не однозначная, одни аплодировали, другие восприняли это как личное оскорбление и кричали "долой". Но в целом "Мельпомена" удалась.
Александр Тарасов
"Вгору".- №25.- 23.6.2005 г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу