"Мельпомена Таврии": пять наград осталось в Херсоне
21.06.2007
Праздник длиною в восемь дней удался. ІХ Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» оставил массу впечатлений и зрителям, и участникам. Как обычно, организаторы старались сделать фестиваль насыщенным и интересным. В программе «Мельпомены» - и концерты на театральной площади, и традиционное яркое карнавальное шествие, и театральный капустник, и проведение выставок, а в этом году в рамках фестиваля впервые прошел театральный симпозиум - совместно с Херсонским государственным университетом. Но все же главным на фестивале остается то, что происходит на театральных подмостках...
А происходило очень многое и очень разное. В этом году чего только не пришлось увидеть зрителю! От столичной оперетты, сделанной «на широкую ногу» - до моноспектаклей, не требующих особого реквизита; от пластической драмы - до спектакля-концерта, спектакля-феерии; от украинской и мировой классики - до современной драматургии.
Мы уже привыкли, что на «Мельпомену Таврии» с огромным удовольствием приезжают театры столичные - в этом году их было четыре, и хотя два спектакля из-за занятости актеров в съемках фильмов и сериалах пришлось заменить - это не стало разочарованием для зрителя. Более того, оба моноспектакля принесли актерам признание жюри как профессионального (роль Ларисы Кадыровой в спектакле Киевского национального академического драматического театра имени Ивана Франко «Сара Бернар. Наперекор всему» признана лучшей на фестивале), так и журналистского (ну кто может сравниться с Алексеем Вертинским в спектакле Киевского академического Молодого театра «Синий автомобиль»?! - это лучшая мужская роль). Кстати, в ближайших номерах читателя ждет интервью с обоими актерами.
Несмотря на некоторые проблемы со звуком, зритель радушно принимал Киевский театр оперетты, посетивший Херсон впервые за последние 30 лет. Столичные гости покорили размахом, сложными декорациями, массовостью (в постановке задействовано больше сотни человек), буйством красок, актерским мастерством. Наверное, пора приглашать театр к нам на гастроли - Херсон явно соскучился по оперетте.
Но есть и одно «но». Статус столичного, да и академического театра - еще не гарантия успеха. Явным провалом оказался спектакль театра российской драмы имени Леси Украинки «Настоящий мужчина» (видимо, до сих пор театр не может выйти из кризиса), хотя жюри все же нашло какую-то дежурную формулировку для вручения диплома. Уж не знаю, действительно ли нужно было «подсластить пилюлю», но после таких «наград» теряется ценность других дипломов - а они действительно заслужены... Тема для размышления - для жюри. Но не будем останавливаться на неудачах, в основном, работы театров были очень интересны, и поведать стоит о многом.
«Безмолвный» Криворожский театр музыкально-пластических искусств «Академия движения» произведения Василя Стефаника переложил на язык танца и пластики (спектакль «Каменный крест») - щемяще грустно, но красиво, эмоционально и профессионально. Интересно познакомиться с гуцульской этнографией в спектакле Коломийского областного драматического театра «Гуцульский год». Вообще, в этом году как никогда была в фаворе украинская классика. Видимо, действительно - кризис современной драматургии.
И хоть с проблемами хорошего современного драматургического материала сталкиваются и в Москве, и в Польше, Новый московский драматический театр и театр Сласки имени Станислава Выспянского (Катовице, Польша) обратились к современным авторам. Москвичи привезли великолепный спектакль «Зверь» - фантастическую драму о людях и уродах. Или о своих и чужаках. Или - о месте личности среди серой массы. Кто что увидел. Впечатляет и заставляет задуматься. Действие происходит на свалке, и хотя часть «мусора» для спектакля организаторы фестиваля предварительно собрали в Херсоне, в том числе и машины (точнее, их фрагменты), - не обошлось без проблем при пересечении московским театром границы (режиссера приняли за чеченку-террористку, а реквизит и декорации - за тряпки, пропитанные наркотиками). После этого понятно, почему спектакль родился - «национальный вопрос» в Москве в полном разгаре.
Польский театр Сласки имени Станислава Выспянского стал одним из немногих, кто говорил со сцены о проблемах современных, понятных каждому в любой стране: «Оскар и тетя Роза» - это летопись последних дней жизни больного лейкемией 10-летнего мальчика. На сцене - всего два актера, спектакль идет на польском языке (хотя на экран проецировался русский перевод, порой польская речь была понятнее), достаточно лаконичны декорации (больничная палата), очень простые костюмы (пижама и униформа медсестры). Но каков эффект! Журналистское жюри назвало этот спектакль лучшим, а профессиональное признало Алину Шешельску и Марека Рашона лучшим актерским дуэтом. Кстати, на этот спектакль зрители с удовольствием ходят и в Польше.
Обращает внимание тот факт, что тематика спектаклей в этом году в большинстве своем очень уж трагичная и пессимистическая. Как говаривал незабвенный киногерой, «короче, все умерли». Видимо, тенденция. На этом фоне колоритный спектакль «Сватання в Мар'янівцї» Севастопольского городского театра для детей и молодежи выглядел самым светлым и радостным. Кстати, это первая и единственная постановка в Севастополе на украинском языке! Многие актеры учили роль по бумажке, записывая украинские слова русскими буквами. Что правда, то правда. Но получилось ярко, весело, задорно. И музыка Олега Скрипки, использованная в спектакле, делает все происходящее на сцене близким и понятным молодежи.
А выступление «Ми твої, Вкраїно, козаки» Луганского театра песни и танца «Легенда» произвело настоящий фурор - зажигают публику артисты профессионально. Скажу по секрету, у жюри была даже мысль присудить этому театру Гран-При, хотя раньше это не практиковалось. Но подумали-подумали - и не решились. Слишком уж отличается действо от других постановок.
«Мельпомена Таврии 2007» в очередной раз доказала, что понятия «провинция» в искусстве не существует, и многие провинциальные театры выглядели ничуть не хуже (а порой значительно лучше) театров столичных. Результат - налицо. Николаевский академический театр драмы и музыкальной комедии в очередной раз покорил не только зрителей, но и жюри: спектакль «Чарівниця» собрал аж три диплома - за лучшую режиссуру, за лучшую сценографию и за лучшее музыкальное решение спектакля.
А херсонцы вообще выглядели самыми лучшими - в их активе целых пять дипломов! Причем абсолютно заслуженно. Приятно, что «Волки и овцы» в постановке Олега Мишукова признаны лучшим спектаклем фестиваля, а журналистское жюри единогласно присудило Елене Галл-Савальской, исполнившей роли Меропии Мурзавецкой, диплом за лучшую женскую роль. Отмечена и работа Валентины Дроновой - роль Джулии в спектакле «Между небом и землей». Оценены и театральные искания директора нашего театра Александра Книги - диплом «За разнообразие форм творческого общения театра и зрителя».
В переводе на доступный язык - жюри оценило идею задействовать для взрослых спектаклей малую сцену и даже превратить ее в кафе-театр. И поскольку высокий уровень проведения фестиваля отмечают все без исключения («степной размах» - восхищаются гости), не остался без награды и «Фестивальный центр», в руках которого и держались все ниточки «Мельпомены». Остается надеяться, что и в следующем году фестиваль не потеряет своего размаха и обаяния, спектакли и зрелища будут еще интереснее - как-никак в следующем году празднуем 10-летний юбилей фестиваля.
Лариса Жарких
"Херсон Маркет".- 21.06.2007
Публікація першоджерела мовою оригіналу