on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

16.09.2021, 12:02

У Херсоні до Дня міста відбудеться циркове шоу

16.09.2021, 11:41

Запорізькі археологи знайшли на Херсонщині середньовічну піч часів Київської Русі

16.09.2021, 11:20

У Херсоні з'явився кримськотатарський громадсько-культурний простір

> Персоналии > Театр > Книга Александр Андреевич > На службе у Мельпомены Таврии


На службе у Мельпомены Таврии

Александр Андреевич Книга, генеральный директор Херсонского областного академического музыкально-драматического театра имени Николая Кулиша, заслуженный работник культуры Украины(1995). Член НСТДУ.

Родился 26 марта 1959 года в с. Покровка, Очаковского района Николаевской области. Образование-высшее: окончил в 1981 году Херсонское культпросветучилище, в 1987 -Киевский институт культуры. Работал монтажником ПМК-132 в г. Голая Пристань, директором ДК в с. Виноградово Цюрупинского района, завотделом культуры РИК в г. Цюрупинск. С 1989 - директор, а с 2004 - генеральный директор ХОАМДТ. С 1977 по 1979 гг. служил в Советской Армии (морская авиация, г. Владивосток)

Руководитель областного театра
Сегодня многим из нас невозможно представить наш город без главного центра культуры - театра, который недавно отметил свой 75-летний юбилей. Из этого количества лет - более двадцати им руководит Александр Книга, для которого театр стал смыслом жизни. Когда он возглавил театр, ему едва исполнилось тридцать лет.

Надо отметить, что Александр Андреевич театр любил всегда. Даже в школе у него была кличка «артист». И специальность он выбрал режиссёрскую, и свою карьеру начал руководителем сельского ДК, в котором прошли его первые театральные «университеты». И, тем не менее, предложение возглавить театр было для молодого режиссёра полной неожиданностью. Тогда он даже представить себе не мог, какие трудности его ожидают впереди.

Если провести хронометраж любого рабочего дня Александра Книги и перевести его на театральный лад, то его можно уверенно сравнивать с Фигаро, главным персонажем одной известной французской пьесы. С самого утра вокруг него точно также всё кипит крутится, вертится, летает: инструктаж технических служб, обход помещений театра, звонки по телефону, встречи с актёрами на репетициях, общение со спонсорами и зрителями. И так до тех пор, пока в театре не появляется «Его Величество Зритель». Тогда сразу исчезает суматоха, прекращается беготня. Театр преображается: всё начинает выглядеть торжественно, красиво, уютно. А на следующий день всё начинается сначала.

Сказать, что в театре много проблем - значит, ничего не сказать. Они на каждом шагу, в любом месте этого специфического и огромного «механизма». И особенно сложно с материальной базой и постоянными ремонтными работами. Надо откровенно признать, что до прихода Александра Андреевича в театре много лет вообще не было капитального ремонта. И это в помещении, где 15 тысяч квадратных метров полезной площади, 250 окон и более 100 дверей. К этому надо добавить пришедшие в негодность кресла, серьёзные проблемы со сценою и автономной котельней.

Конечно, справиться со всем этим без помощи местной власти немыслимо. И такая помощь была, но то, что она была явно недостаточной, не вызывает никаких сомнений. За 23-хлетний период работы Александра Книги в театре в области сменилось более десяти губернаторов. И не все они одинаково объективно относились к нему.

Правда, за последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону . Особенно с приходом на губернаторскую должность Николая Костяка, который хорошо понимает, какое влияние имеет театр на формирование общественного мнения в области. Он регулярно бывает в театре, вникает в его проблемы и активно содействует их разрешению. Более эффективной стала и поддержка театра со стороны Херсонского городского совета и мэра Херсона Владимира Сальдо, который в настоящее время является кандидатом в народные депутаты Украины от Партии регионов.

Всё это позволяет театральному коллективу не только держаться «на плаву», но и демонстрировать определённые достижения, которые известны не только области, но и за её пределами.

Много можно рассказать о постановках за Президентские гранды, о концертных программах и спектаклях по заказу областного центра, о различных проектах с другими украинскими и зарубежными театрами. Достаточно напомнить, что за сезон театр обслуживает 120-130 тысяч зрителей, что составляет более трети населения Херсона. Как результат этого: многие херсонцы «знают в лицо» руководителя театра, его ведущих актёров и режиссёров. Знают и о лучших спектаклях. Авторитет театра растёт и за пределами области. Его знают в Полтаве, Черкассах, Кировограде, Симферополе, Ялте, Евпатории, Николаеве. В прошлом году театр успешно гастролировал во Франции, и там зрители аплодировали нашим артистам стоя. Французам было интересно познакомиться с нашими мастерами, увидеть украинские народные танцы, вышивку.

Из истории театра
Александр Книга воспитан в духе богатых театральных традиций, которыми так славится наш 234-летний Херсон. Здесь выступали знаменитые отечественные мастера сцены: М. Заньковецкая, Г. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, М. Садовский, М. Щепкин, М. Савина, М. Орленев, В. Мейерхольд. Здесь впервые вышла на сцену Оксана Петрусенко и начал свой творческий путь незабываемый Юрий Шумский. Статистом в нашем театре начинал свою творческую карьеру наш земляк, звезда советского кинематографа, народный артист СССР Евгений Матвеев. Кстати, именно он и открыл VI Международный фестиваль «Мельпомена Таврии». После войны в театре работали яркие актерские индивидуальности, мастера сцены: народный артист Украины Л. Литвиненко, заслуженные артисты Украины: Ф. Красовская, М. Микуцкий, Г, Кузьменков, И. Голубев и другие. И сегодня в театре работают талантливые, высокопрофессиональные люди, которые приумножают славу своих предшественников.

Творческие люди не могут быть аполитичными
Характерно, что недавно Александр Книга пришёл в Партию регионов. И для него это был непростой шаг. Время сегодня далеко не простое. Много нерешеных проблем социального характера. Властные структуры находятся под постоянным огнём критики . В такой ситуации в смелом поступке Александра Андреевича трудно заподозрить какие-то корыстные мотивы. Безусловно, в какой-то степени на него повлияла позиция таких известных в области личностей, как Дмитрий Моторный, Юрий Бардачов, Анатолий Слипич, Людмила Ломако, Александр Ходосовцев, Вера Найдёнова и, особенно, рано ушедший от нас Олег Мишуков. Но главное, пожалуй, заключается в том, что, по мнению Александра Книги, на данном этапе альтернативы Партии регионов, при всех её недоработках и промахах, просто не существует.

Генератор новых идей
Александр Книга всегда находится в постоянном поиске. У него множество новых замыслов. Так, он - автор идеи создания кафе-театра под впечатлением увиденного когда-то в Германии варьете. Надо сказать, что нечто подобное уже появлялось. Но новатор пошёл дальше, соединив театр и кафе, чтобы человек сидел за столиком, пил кофе и смотрел некое действо. Что касается театра под крышей, то, когда не стало хватать площадок, было решено сделать еще одну в декорационном цеху. Там организовали ряд постановок. В результате театр получил дополнительно площадки. Когда большая сцена не работает, но параллельно идут спектакли на двух малых, театр, фактически, зарабатывает те же деньги. Есть у него и идея уличных театров. Такая потрясающая, с большим историческим прошлым, уютная улица, как в Херсоне улица Суворова, есть далеко не во всех городах. И почему бы не проводить театральные действа и праздники прямо на улице, а не на площади возле театра.

14-й Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии»
Первый Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» возник под влиянием «Таврийских игр», и придумал его не кто иной, как сам Александр Книга. Основная цель фестиваля-конкурса - популяризация театра, подъем его авторитета, обмен опытом между творческими коллективами, ознакомление зрителя с музыкальными театральными премьерами и наиболее интересными находками театров разных областей Украины и стран зарубежья.
В этом году на 14-й по счёту Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» приехали театры из Беларуси, России, Румынии, Болгарии и Молдовы. Участников фестиваля поздравили первый заместитель главы Херсонской облгосадминистрации Вячеслав Белый, мэр города Владимир Сальдо и другие высокие гости. Было зачитано поздравление от министра культуры Украины.

Организаторы фестиваля отметили важность спонсорской поддержки для его проведения. Среди спонсоров появился новый - Херсонский судостроительный завод, во главе с его руководителем Василием Фединым.

В рамках театрального праздника состоялись выставки, творческие встречи и мастер-классы. Закончился XIV фестиваль праздничным гала-концертом и красочным салютом. На пресс-конференции Александр Книга поделился своими идеями касательно 15, юбилейного, фестиваля «Мельпомена Таврии», на который планируется пригласить театральные коллективы из 15 стран мира и увеличить проведение фестиваля до 15 дней.

Юрий Анисимов
«Херсонський вісник».- №40 (1154).- 04.10.2012.- стр.17

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.