На других посмотрели и себя показали!
Выставка «Українське село запрошує», конечно же, была не только праздничным мероприятием, цель которого - «на других посмотреть, себя показать». Задача подобных выставок куда более серьезная: развитие туристической отрасли. В данном случае - зеленого туризма. Во время таких акций нам предоставляется еще одна возможность сделать пиар своему региону. Удачно ли мы этой возможностью воспользовались? Что необходимо для того, чтобы выставки, подобные этой, были более эффективны?
19 - 20 мая в Музее народной архитектуры и быта в cеле Пирогою (Киевская область) прошла выставка-ярмарка "Украинское село приглашает». Она проводится уже четвертый раз по инициативе Союза содействия развитию зеленого туризма в Украине для того, чтобы популяризировать зеленый туризм и ознакомить с историко-культурным наследием украинского села. В рамках этого мероприятия состоялось выездное заседание национального пресс-клуба реформ
В этом году выставка была посвящена Году села в Украине и 10-летию основания Союза содействия зеленому туризму. В будущем пройдет и выставка-ярмарка „Европейское село приглашает", где свои агро-туристические предложения представят страны-члены Европейской федерации сельского и фермерского туризма (Eurogites).
В прошлом году около 900 владельцев агроусадеб из 20 областей Украины представили возможности и преимущества сельского отдыха. В этом году к ним присоединились еще две области - Сумская и Донецкая.
Каждый регион старался сделать акцент на своих преимуществах. Крым подчеркивал свою многонациональность: гостей выставки потчевали блюдами татарской, караимской, еврейской, корейской кухни. Николаевская область завлекала цыганами и страусиной фермой. А Херсонская область кормила раками, клубникой и поила вином.
Сейчас в Херсонской области официально работают три усадьбы. Цена - от 25 гривень в сутки. У соседей, в Крыму - от 30, но уже долларов. Татьяна Забарная, хозяйка усадьбы из Вилкою (Одесская область), рассказала, что усадьба существует уже несколько.лет, но раньше принимала она родственников и знакомых совершенно бесплатно. А сейчас делает ремонт в доме и собирается принимать гостей уже за деньги. По ее бизнес-плану проживание с завтраком обойдется 40 гривень. По информации Придунайского туристического информационного центра за последние годы поток туристов в Одесскую область увеличился раз в пять.
По данным Государственной службы туризма и курортов из 6,4 миллионов сельского населения 3 миллиона безработных. Идет активный процесс миграции, а те, кто остается и занимается сельским хозяйством, не находят рынков сбыта. По мнению Анатолия Пахли, главы службы, зеленый туризм мог бы решить проблему занятости в селе, тем более, что 6,2 миллиона домов в сельской местности находятся в частной собственности.
За последние несколько лет правительство приняло ряд программ по развитию туризма. Постановлением Кабинета Министров от 29 апреля 2002 года "Про розвиток туризму". К сожалению, все они носят декларативный характер. Деньги государственной службе туризма и курортов выделяют только на управленческую деятельность. Недавно было написано письмо Юрию Еханурову с просьбой выделить 30 миллионов гривень для развития туристической отрасли! Если эти деньги все же дадут, интересно, сколько пойдет на зеленый туризм?
Николай Гайдар, начальник Департамента развития социальной инфраструктуры сельской местности Министерства аграрной политики Украины, сообщил, что за последние шесть лет в украинских селах закрылось 2000 клубов, не развита инфраструктура, поэтому очень немногие хотят отдыхать в селе. А если еще и министерства между собой не договорятся и не выработают общую концепцию действий, то о сельском туризме в Украине, как о приносящем доходы виде бизнеса, придется забыть до лучших времен.
Наталья Федотова, начальник областного управления культуры и туризма, вернувшись из Пирогова, прокомментировала ситуацию так:
Целью выставки было показать достижения и развитие сельского туризма в Украине. Уже исходя из этого можно предположить, что основными ее участниками должны были бы стать сами хозяева сельских усадеб - частные предприниматели, принимающие у себя туристов. Однако никто из предпринимателей нашей области, занимающихся зеленым туризмом и вообще туристическим бизнесом, к сожалению, участия в выставке не принимал. Хотя мы - управление культуры и туризма - всеми силами старались их привлечь. Готовы были оплатить предпринимателям и проезд, и выставочную площадь. Но со стороны субъектов турбизнеса никакой ответной заинтересованности так и не увидели. Кто-то ссылался на занятость, кто-то прямо заявлял по телефону «нам это не нужно»...
Кстати, выставка «Українське село запрошує» показала, что подобная инертность со стороны предпринимателей - проблема не только Херсонской области. Только от Черниговской области были представлены две усадьбы. В остальных же случаях, как и у нас, главными участниками выставки были представители областных администраций, фольклорные коллективы и т.д.
Мы постарались показать еще и некоторые бренды Херсонщины: коньяки «Таврия», белозерские вина, днепровскую рыбу и раков, экологически чистый скадовский рис. Привезли с собой сувениры, изготовленные нашими народными мастерами. Показали творчество фольклорных ансамблей. Все это было, безусловно, интересно и ярко. Именно экспозиция от Херсонщины была потом показана по основным центральным телеканалам. В общем, сделали все, что могли, и показали класс. Однако гораздо лучше было бы, если бы в создании имиджа Херсонщины участвовали не только власти, но и предприниматели, которые должны быть заинтересованы в рекламе и в развитии собственного бизнеса.
ОКСАНА МАНЬКОВСКАЯ, МАРИНА УСМАНОВА
Газета «Взгляд», 25 мая 2006