on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

На тайном языке влюбленных

В прошлом веке, чтобы выразить свои чувства к понравившемуся человеку, достаточно было приклеить на конверт с письмом «говорящую» марку

Путешественники, проездом посещавшие Херсон, в своих дорожных записках неизменно отмечали сонную унылую жизнь города, оживавшего лишь к вечеру да по воскресным и церковно-праздничным дням. Поэтому любое танцевально-развлекательное мероприятие – будь то игра духового оркестра или же бал – были целым событием для скучного города и всегда привлекали много публики. Этому обычно особо радовались влюбленные, лишенные в остальное время возможности непосредственного общения. Что поделаешь, таковы были тогдашние нравы. Обычно херсонские балы, имевшие статус общественных, проходили либо в Народном доме (ныне Областной дворец культуры), либо в городском общественном собрании (ныне ДКС).

Особой популярностью во времена строгих нравов в среде херсонских обывателей пользовались балы-маскарады, позволявшие спрятавшимся под масками чувствовать себя более уверенно, раскрепощено. Средства на проведения таких мероприятий собирали путем распространения лотерейных билетов. А посему популярная в те времена лотерея-алегри была непременным аксессуаром всех проводимых балов. Выручка же от проданных билетов, а также проведенный в процессе вечера благотворительный сбор поступали в поддержку нуждающихся.

Порой городские газеты в приглашениях на музыкально-танцевальные вечера указывали: «В помощь добровольному санитарному отряду, отправляющемуся на Дальний Восток», или же «В помощь пострадавшим от засухи», или «Имеет быть семейно-танцевальный вечер. При участии собственного оркестра. Начало в 7 1/2 часов вечера, а конец в 2 часа ночи. За вход кавалеры платят 50 копеек и имеют право ввести одну даму бесплатно». То есть все увеселительные общественные мероприятия, проводимые в городе, приносили двойную пользу. С одной стороны – общение, развлечение, с другой – существенная помощь тем, кому она была в это время необходима.

Кроме танцев городские балы включали в себя различные номера: концерты, конкурсы, лотерею, аттракционы, живые картины, любительские спектакли. Обычно бальный сезон начинался в первых числах декабря и продолжался до Великого поста. «6 декабря в городском клубе состоялся первый бал. Присутствие многих офицеров придало балу особое оживление», – приветствовали открытие сезона местные газеты.

В остальное время года такие мероприятия устраивали по отдельным случаям. Порой местная городская элита давала балы в честь какого либо семейного торжества. Такие мероприятия обходились недешево. Позволить их себе могли только очень состоятельные люди. Избранных на такие мероприятия приглашали специальными билетами. И, конечно же, эти балы проходили в рамках одного социального уровня. На балах действовал определенный, сложившийся еще с первых петровских ассамблей этикет, которого надлежало придерживаться приглашенным. Так, всем присутствовавшим предписывалось следить за своей осанкой и положением рук. Быть учтивым по отношению к партнерше и ко всем присутствующим. Избегать столкновений с другими парами. Нельзя было покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время него. Не допускать резкого разговора и грубости. Считалось неприличным, не будучи представленным даме, искать ее внимания. А уж если представленный кавалер в течение вечера более двух раз приглашал даму на танец, это расценивалось как предложение руки и сердца. Подобных правил старались придерживаться и во время проведения общественных балов, на которых присутствовала публика попроще.

Строгие нравы, царившие более 100 лет назад, не позволяли с развязностью общаться с представителями противоположного пола. Они и породили определенную символику общения. Причем арсенал ее неизменно пополнялся. Так, еще в XVIII веке в обиход городских модниц вошла так называемая мушка. Её изготавливали из тафты, она была разнообразна по форме и цвету. Для многих непосвященных это было попросту украшение, меж тем как узкий круг избранных мог читать на лице дамы тайные сердечные послания. К примеру, крошечная мушка, размещенная на подбородке, означала «люблю да не вижу», на щеке – согласие, под носом – разлука, на верхней губе – приглашение к флирту. Значение имели также цвет и форма мушки. Дамы, посещавшие балы, довели до высшего совершенства этот «молчаливый разговор» и не появлялись в обществе без коробочки с полным комплектом мушек на все случаи жизни. Мода на мушки продержалась долго и потеряла свое «разговорное» значение уже в конце XIX века. Возможно, как память об этом до наших дней дошло выражение «написано на лице».

Во второй половине XIX столетия наряду с мушками появился и другой символ, исполненный тайного смысла, – дамский веер. Неизменный аксессуар модниц того времени как нельзя лучше подошел для «молчаливого разговора» влюбленных. Уже не надо было лихорадочно перемещать фигурные кусочки материи по всему лицу, достаточно было раскрыть или закрыть несколько лепестков веера – и всё становилось ясно.

К примеру, если дама обмахивалась развернутым веером, этот жест означал – «я замужем». Дама демонстративно закрывала веер – «вы мне безразличны». Открыт один лепесток – «будьте довольны моей дружбой». Раскрываемый полностью – «ты мой кумир». Дама, подававшая мужчине раскрытый веер перьями вперед, напрашивалась на любовь. А если она подавала его закрытым, да еще и ручкой вперед, это означало полнейшее презрение.

Помимо этих знаков, используемых влюбленными на раутах и балах, существовал еще целый ряд почтовых отправлений, наполненных тайным содержанием. Даже марка, наклеенная на конверт под обусловленным углом, несла в себе определенный смысл. Чтобы вконец не запутаться во всей этой премудрости, почтовое ведомство выпускало в помощь влюбленным своеобразные открытки-инструкции, которые пользовались широким спросом (на фото внизу). 

                                                                 

Александр Захаров
Джерело інформації: "Гривна СВ".- 08.08.2008

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.