on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Наивные хроники

19.05.2005

Профессиональный художник думает, как рисовать, а наивный - берёт и рисует. В итоге эти две категории людей начинают конкурировать меж собой. Профессионал кричит, что у него отбирают кусок хлеба, самоучка утром идёт на завод, вечером в досуг рисует, в выходные дни занимается саморекламой. И последний, очевидно, работает гораздо больше, и краски ярче, хочется куда-то деть усталость, выплеснуть злобу на день сегодняшний, и уж лучше это делать на бумаге или холсте. Гиперискренность наивного художника - тот стык, на котором приходиться работать, по которому мерить, насколько в плане искусства ценна та или иная наивная работа. Вопрос наивного искусства встал вплотную, когда авангардисты стали обращаться к наиву. Кстати, у многих непрофессионалов, в том числе и вышеупомянутых наивов, развивается комплекс неполноценности оттого, что они не учились рисовать.
13 и 14 мая Херсон стал воистину «наивным» городом - искусствоведы из Одессы, Крыма, Днепропетровска посетили в нём все центры наивного искусства.
Центр 1. Квартирный музей современного искусства В.Машницкого, выставка «Без бересты». Творческая группа «Малиновые зайцы» в лицах художников Стаса Волязловского и Александра Рехлицкого представила нетрадиционный лубок на нетрадиционном материале - апеллирующие к фольклорному кичу комиксы на старых простынях, занавесках, современную фольковую керамику. По словам авторов, их произведения создавались не для того, чтобы украшать ампирные гостиные, а для интимного общения со зрителями; работы запечатлевают людей в их физиологических проявлениях, в них выражается то, на что иные могут только намекнуть. Ценность данного направления кич-наива состоит в продолжении давно забытых традиций и их трансформации.
Центр 2. Расписной домик Полины Райко, самобытной художницы, ныне покойной. Десять лет назад мы и не знали о существовании феномена такого чистого наива как бабушка Райко, о которой теперь говорит
полмира. Кстати, подобный домик существует в чешском городе Литомышле, но его оформлял известный в Чехии мастер, который шел к искусству наива всю жизнь через академизм и другие стадии становления профессионального художника. А Полине Райко понимание наива и способность его изобразить дала сама природа. При содействии ЦМИ «Тотем» и городских властей удалось опубликовать большой альбом работ Райко, с фотографиями культурного памятника области и уцелевшими эскизами художницы, презентация его состоялась 10 мая. А ведь в Цюрупинске была ещё одна бабушка, украшающая своё жилище подобно Райко. Правда, масштабы росписи гораздо меньше. Почему именно Полина Райко оказалась в списке ценных наивов Украины (ведь их гораздо больше, чем мы думаем), ответ на этот вопрос мы узнаем позднее, когда наивное искусство будет чётко классифицировано. Хотя многие искусствоведы вообще против того, чтобы ворошили этот пласт самобытности словесными изысканиями и критериями, ведь не исключено, что это могут сделать люди, никогда не державшие в руке кисти.
Центр 3. Мастерская горячих белозерских парней Саши Печёрского и Саши Жуковского, иным словом, музейный острог самобытного творчества «Мост». Два молодых чертёжника в свободное от работы время занимаются тем, что рисуют в духе наива и кича яркие сюжетные картины, касаясь кистью всего - от эротики до политики. Они искренне радуются тому, что имеют место для хранения произведений, и, будучи простыми белозерскими парнями, остаются по-прежнему скромными работниками, не претендуя на роль да Винчи второго и Леонардо третьего. Дай Бог им богатого спонсора из заграницы!

Жанна Возбранная
"Булава" 19.05.2005 г.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.