on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Таврія XX століття > "Нам електрика темряву ночі розбудить" ...

«Нам электричество ночную тьму разбудит»...

«Нам электричество пахать и сеять будет,
Нам электричество ночную тьму разбудит
И бедных женщин избавит от родов –
Нажал на кнопку – и человек готов...»
Студенческая песенка 50-х годов ХХ века

С асамого открытия и начала использования человечеством электричества на электроэнергию делали большую ставку. Однако лишь с 1870 года, с момента изобретения лампы накаливания, началось широкое использование электросилы в быту. К этому времени в Херсоне, как, впрочем, и в большинстве городов империи, освещение улиц было самым примитивным. Правда, если быть точным, это мы сейчас керосиновое освещение считаем примитивным, а для старого Херсона в то время это было достаточно передовое достижение. Ведь не далее как всего лишь за десяток лет до того известный писатель и этнограф Афанасьев-Чужбинский, посетивший Херсон, отмечал, что улицы города освещаются сальными свечами, которые являются архаизмом, не встречающимся нигде более. Впрочем, керосиновые фонари только прибавили головной боли. Затраты на освещение возросли в 2 раза. К тому же хулиганы и прочие темные личности довольно часто били фонари, сливали из ламп керосин и воровали ламповые стекла. А потом, после проверки представителями городского управления, за каждый не горевший в городе фонарь к подрядчикам применяли штрафные санкции.

Впрочем, даже если всё было в порядке, свет фонарей, не имевших отражателей ламп, был настолько тусклым, что в трех шагах от них было уже достаточно темно. К тому же во избежание краж фонари устанавливали на довольно высоких столбах над тротуарами (проезжая часть улицы не освещалась). Так что уличные светильники были, скорее, вехами, указывавшими направление движения, нежели серьезным источником освещения. В конце 90-х годов ХIХ века городское управление прониклось идеей устройства в Херсоне электрического освещения. Сразу же нашлось достаточно много претендентов на концессию. Так, некий купец Макс Бродский предлагал устроить в Херсоне электростанцию. Он же брал на себя устройство в городе уличного освещения и трамвая. Причем цены на электроэнергию должны были быть установлены следующие: для частных абонентов – 3 с четвертью копейки за 100 Вт/час, для промышленных предприятий – 2 копейки за 100 Вт/час. Уличное электрическое освещение города должно было быть представлено 120 фонарями, за которые предприниматель планировал взимать всего лишь 100 рублей в год.

Впрочем, проект Бродского, как и многих прочих, не имевших «своих» людей в городской думе, не прошел. Концессия на устройство и эксплуатацию городской электросилы в Херсоне была отдана бельгийскому предпринимателю Рындзюнскому, родственнику одного из думских гласных. Местная газета «ЮГъ», всегда находившаяся в курсе всех городских событий, предоставила свои страницы для «электрополемики»: «До какого часа будет действовать электрический свет, так как не может же он продолжаться всю ночь, и как будут освещаться улицы после этого часа? Допустим, предельным часом будет полночь, а дальше что? Надо полагать, тогда придется прибегать к керосиновому освещению...», «Несмотря на соглашение с Рындзюнским о проведении электроосвещения, городскому управлению следовало бы проверить, насколько дешево и удобно новое керосино-калильное освещение, и для опыта завести не-сколько фонарей». Управа прислушалась к советам городских обывателей и провела несколько «опытов» по освещению улиц керосино-калильными и спиртово-калильными лампами. И хотя эффективность их освещения оказалась несколько выше обычных керосиновых, в целом они были неудобны в эксплуатации. Лампы приходилось накачивать подобно примусам или знакомым нам паяльным лампам. К тому же при работе они слишком громко шумели, а колпачки их быстро прогорали. Впрочем, за неимением лучшего городское самоуправление остановилось на спиртово-калильном освещении. Составленная впослед-ствии смета показала, что только для освещения Потемкинского бульвара и городских учреждений горуправе потребуется до 1000 ведер (12 тонн!) денатурированного спирта в год.

А вскоре выяснилось, что ни трамвая, ни уличного освещения, ни даже электростанции в Херсоне не будет. Предприниматель Рындзюнский пропустил все сроки, указанные в контракте, и исчез из поля зрения херсонцев. Тут же известная международная фирма «Сименс и Гальске» предоставила в городскую управу свой проект и смету электрификации Херсона: «При 6 тысячах лампочек в 16 свечей (при одновременном горении 3 тысяч) и 100 уличных фонарях в 8 ампер обойдется городу от 230 до 250 тысяч рублей». И хотя для городской казны это были неподъемные деньги, управа согласилась на пробные испытания. 11 октября 1906 года в здании городского общественного собрания (ныне – Дворец культуры судостроителей) в первый раз загорелась электрическая лампочка. Спустя год, 22 сентября 1907-го, по улице Потемкинской (ныне – улица Карла Маркса), на пересечении ее с улицами Эрделевской (Комсомольской) и Суворовской, былиустановлены два электрических фонаря, напряжение на которые подали с автономной электростанции при городском театре. По сообщениям «ЮГа»,«яркий свет фонарей собрал вокруг толпу любопытных». Не решившись на новые эксперименты с устройством в городе электричества с помощью заграничных концессионеров, городская управа решила провести электрификацию города своими силами. Инициатором и спонсором строительства выступил местный меценат Пётр Иванович Соколов. Уже в 1908 году «ЮГъ» сообщал: «На электростанции закончена установка динамо-машины, могущей дать ток для 1000 лампочек...

Прокладка проводов для электроосвещения в частные квартиры и торговые заведения приближается к концу. Надеемся, что к Рождеству город будет залит электричеством...» По сообщениям этой же газеты, в октябре 1910 года пользователями электростанции были уже 650 абонентов. «Электростанция рассчитана на 6400 ламп накаливания в 16 свечей каждая и 159 дуговых фонарей. Но количество присоединенных до 1 января превышало 9000 и ожидается возрастание до 11 000...» – информировало издание. Мощности небольшой электростанции не хватало. Поэтому уличное электроосвещение было устроено главным образом в местах массового скопления людей. То есть на бульварах, в парке, возле присутственных мест. Одними из первых были освещены электричеством улицы Суворовская и Потемкинская. Причем теперь фонари располагались не над тротуарами, а над серединой проезжей части. Однако большинство улиц, особенно на окраинах города, еще долго продолжали освещать по старинке – керосиновыми фонарями. И только во второй половине ХХ века, уже при совершенно ином политиче-ском строе, было полностью осуществлено электроосвещение всех без исключения улиц Херсона, и ночью в городе стало светло, как днем.

Александр Захаров
"Гривна".- № 40 (873).- 29.09.2011.- стр. 11
www.grivna.ks.ua/nam_elektrichestvo_nochnuju_tmu_razbudit.htm

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.